Калинова доля

13:00, 17 фев 2021 , Новости Каменского
Калинова доля

Плакала калина, з вітром говорила: - Розпитай по світу, чия тут могила?

Памятная доска с именами Героев Советского Союза, бывших работников возле центральной проходной Днепровского металлургического комбината. Каждый день тысячи рабочих комбинатов проходят мимо, и мало кто уже обращает внимание на имена и тем более, за редким исключением, единицам известны судьбы этих людей и их подвиги. Как не прискорбно, но такова реальность бега времени.

Но иногда не мешает встряхнуть пыль с пожелтевших страниц истории.  Это может быть интересно и очень познавательно.  Ниже речь пойдет не о  знаменитом нашем земляке Л.И.Брежневе, о котором знает практически каждый житель, а о Калине Александре Даниловиче и его семье.  

на фото: – Памятная доска у центральной проходной ДМК с именем Калины Александра Даниловича

       Родился в 1911 году в селе Покровское (ныне Апостолово Днепропетровской обл.). В 1930 г окончил школу ФЗУ, работал на металлургическом заводе в Каменском (Днепродзержинске). В 1930-1931г  учился в Каменском металлургическом институте. Призван в армию в 1931г, в 1932г окончил военно-техническую авиационную школу. 1932-1935г – бортмеханик Научно-испытательного института ВВС, участвовал в испытательных полетах тяжелых самолетов. В 1935г уволен в запас. 1935-1937г бортмеханик и помощник начальника испытательной станции Особого конструкторского бюро Наркомата обороны СССР. В 1937г окончил Тамбовскую летную школу. До 1941г  работал пилотом в гражданском воздушном флоте. Участвовал в доставке грузов в р-н боевых действий на реке Халхин-Гол в 1939г и во время финской войны 1940г.

на фото:– Калина Александр Данилович

       В январе 1941г снова в армии. До войны с Германией имел налет: бортмехаником – 527час, пилотом 2800час. Имел значок «За налет 300 000км». С начала войны одним из первых начал полеты в отрезанный, блокадный Ленинград, в октябре 1941г – 60 рейсов на самолете ПС-84. С начала войны налет 379час, неоднократно подвергался нападению вражеских самолетов. В одном из полетов  финский истребитель, атаковав корабль А.Калины, повредил лопасти винта и перебил один из тросов управления. Прижав самолет к воде, летчик дотянул до ближайшего аэродрома и сумел благополучно посадить корабль с эвакуированными женщинами и детьми. 3 октября 1941г был представлен к ордену «Красное Знамя», награжден всего лишь медалью «За отвагу».

       В ночь с 19 на 20 февраля, на Западном фронте, сделал 4 вылета в тыл врага, перебросив 81 десантника и 3,5т груза. Награжден орденом «Красное Знамя».

      В десантной операции, в тыл врага с 15 по 18 апреля 1942г сделал 5 боевых вылетов по выброске десантников-парашютистов и вывез 89 бойцов. Всего же в период операции, совершил 21 вылет за линию фронта. Вывез трофейный шестиствольный немецкий миномет по заданию Главной ставки. Награжден орденом «Красная Звезда».

      Кроме того за время войны  награжден еще одним орденом «Красное знамя» и еще одним орденом «Красная звезда», а также медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

       7 августа 1945г награжден орденом «Красное Знамя». В представлении к награждению указано, что гвардии подполковник Калина – один из лучших, первоклассных летчиков страны. Общий налет 4000час, в том числе 1200час боевых, совершил более 45 вылетов в тыл противника. В ходе войны вырос от летчика до заместителя командира дивизии.

       За образцовое выполнение заданий правительства, в области изготовления и обеспечения Красной Армии топографическими картами 8 сентября 1945г, награжден орденом «Отечественная война 1-й степени».

      С 1946г – в запасе. В 1947-1948г летчик-испытатель авиазавода №30. Испытывал серийные самолеты Ил-12, Ил-28. В 1955-1965г летчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провел испытания пассажирских самолетов Ту-124 и Ту-134. Участвовал в испытаниях самолетов Ту-22, Ту-104

       В послевоенный период награжден орденами «Трудового Красного Знамени» (1957г), «Красной Звезды» (1959г), «Знак Почета» (1961г), «Отечественная война 1-й степени» (1985г).

       Однажды в полете при испытании новейшего реактивного самолета заело управление рулями высоты. В таких случаях надо катапультироваться. Но оставить машину, обладающую превосходными техническими данными, погубить ее, не выяснив причин заклинивания управления, Александр не мог. Проверив каждую деталь, одновременно наблюдая  за приборами и наличием горючего в баках, с трудом восстановил управление. Приземлился и великолепная машина была спасена. 

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964г за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники», летчик-испытатель Александр Калина был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда».

       Умер 15 марта 1988г. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве. Александр Данилович Калина почетный гражданин Каменского.

на фото: –Могила Александра Даниловича Калины и его сына Дмитрия в Москве на Востряковском кладбище

       В семье Данилы Ивановича и Анны Филипповны, кроме Александра было еще три сына: Иван, Николай и Петр.

      Иван работал в заводской многотиражке «Знамя Дзержинки». Печатное слово Ивана было очень острым. Его статьи разоблачали воров, не чистых на руку, и бюрократических чинуш, тех, кто искал только выгоду для себя, тех кто не работая, хотел иметь многое. Большой резонанс получило разоблачение дельцов заводского ОРС. В конце 1934 года Иван погиб, выполняя задание редакции в ночную смену на заводе. По официальной версии попал под поезд, но ходили слухи, что это был чей то злой умысел. Его гибель так и осталась не раскрытой.

       Николай вместе со своей частью отступал от границы и до самого Кавказа. Затем служил в авиации дальнего действия. Награжден несколькими орденами и медалями. После войны работал в ОКБ академика Бергера, где занимался системами управления космическими аппаратами. Принимал участие в оборудовании сигнализацией Третьяковской галереи.

       Также в редакции «Знамя Дзержинки» работал и Петр, который после травмы в осебандажном цеху завода, передвигался на костылях. Несмотря на тяжелую болезнь, был душой компаний, мог и любил от души посмеяться.

       Трагической оказалась судьба Петра. 22 августа, во время расстрелов заложников из числа мирных жителей на Новом поселке, немцами был забран Данила Иванович. Петр, знавший немецкий язык, пошел выручать отца. Да так оба и не вернулись. И только на следующий день, удалось Анне Филипповне, перетащить домой тела мужа и сына. Трудно представить, что пришлось пережить женщине, тайно похоронивших своих близких во дворе.

 на фото: – Дальняя родственница семьи Калин указывает место захоронения Данила Ивановича и его сына Петра, в одном из подворий бывшей улицы Кима. 2012г.

       Нет уже никого в живых семьи Данилы Калины, и дом уже несколько раз переходил из рук в руки. А хозяин с сыном так и лежат в углу подворья. Благо, чужие люди - хозяева двора сохранили память, установив маленькую гранитную табличку на месте захоронения.

на фото: – Табличка на месте захоронения Данила Ивановича и сына Петра, с указанием даты расстрела.

Еще в советское время, подымался вопрос достойного перезахоронения останков на кладбище и власть имущие обещали решить вопрос. Данила Иванович и Петр Данилович, хоть и не были солдатами, но не должна исчезнуть могила, которая является страничкой истории  славной семьи КАЛИНЫ. Страничкой истории нашего города, в которой переплелась целая эпоха.

Виктор Ольгашко

.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых