Чему учит школа

08:00, 8 сен 2021 , Новости Каменского
Чему учит школа

Начало учебного года – самое время поговорить о том, что происходит в общеобразовательных школах в Каменском и в Украине. Хотя бы потому, что в этих школах сейчас учится будущее Каменского и Украины.

Общая беда

«Щетать я могу на колькуляторе, а песать – на компуторе…» - написал современный украинский школьник, объясняя свое нежелание учиться в школе.

«Судя по заработкам спортсменов и певцов, самые нужные предметы в школе – физкультура и пение», - эта шутка сегодня многим уже не кажется смешной, особенно преподавателям других школьных предметов.

В современной, новой украинской школе ученикам предлагается самим выбирать, какие предметы они хотели бы изучать, а с какими им достаточно просто ознакомиться.

Тем временем на собраниях работодателей промышленники жалуются на нехватку рабочих. Молодого пополнения катастрофически, мол, не хватает! А те, кто приходит на заводы, ничего делать не умеют и научиться не способны. Как можно научить работать электрика, не способного рассчитать параметры сети – силу тока, напряжение, мощность, сопротивление?..

Можно ли доверять юристу, который допускает грамматические ошибки при составлении процессуальных документов?..

На низкое качество базовой подготовки выпускников общеобразовательных школ жалуются и преподаватели высших учебных заведений всех уровней аккредитации. Выпускники, говорят они, не в состоянии решить простейшие математические уравнения, не знают основ химии и физики, биологии. Как можно подготовить из них квалифицированных врачей, инженеров и летчиков?..

Украинское высшее образование выпускает огромное количество финансистов, экономистов и юристов. Больше, чем врачей, учителей, инженеров и программистов. Тем временем, экономику, финансы и право в Украине не критикует только ленивый и тот, кому нельзя по службе… Значит, с качеством выпускников высшей школы тоже не все ладно! И здесь мы снова возвращаемся к вопросу: годятся ли к дальнейшему обучению и вовлечению во взрослые серьезные дела выпускники современной школы – уже не советской, но еще и не новой украинской?

Власть, силовые структуры, медицина, транспорт и связь – всюду работают бывшие школьники. И от того, чему их научила школа, зависит качество их работы – а значит, и наша жизнь, и ситуация в обществе и стране.

 

Наследие прошлого

Украиной и Каменским сегодня управляют выпускники как советской, так и украинской школ. Поэтому нелишним, для понимания ситуации, в которой оказалось так называемое среднее образование, хотя бы бегло вспомнить: как оно попало в эту ситуацию?

В эпоху развитого социализма в СССР средняя общеобразовательная школа выполняла запланированную функцию в системе планового хозяйства страны. Школа готовила молодых людей к труду и обороне страны. Выпускник советской школы был готов после нескольких месяцев специализированной подготовки работать на заводе и служить в регулярной армии. Или учиться в высшем учебном заведении, чтобы через 3-5 лет стать высококвалифицированным специалистом – инженером, офицером, врачом или учителем.

На всю страну было одно министерство народного образования, которое разрабатывало и спускало на места единые для всех учебные программы. Эти программы четко регламентировали: сколько часов школьники должны изучать таблицу умножения, сколько – учиться прыгать в длину, и сколько – читать «Муму». Педагоги тоже готовились по единой государственной программе. В стране действовали единые образовательные стандарты: по сколько учеников должно быть в классах, в какой форме одежды должны ходить школьники, и т.п.

Тридцать лет назад советское плановое хозяйство приказало долго жить вместе со страной, которая его породила. Украинская школа зажила своей новой, независимой жизнью.

 

Конституция против реальности

Началась эта жизнь с осознания собственной нищеты. Вместе с развитым социализмом пропали регулярное бюджетное финансирование и щедрые шефы с богатых заводов и колхозов-миллионеров. И оказалось, что в школе может протекать крыша, ветер свистеть в рассохшихся окнах, выдувая последние остатки тепла из облезлых классных комнат и замерзших тел педагогов, лишенных на несколько месяцев заработной платы. Один Бог и родители тогдашних школьников знают, как выживали школьные учителя в начале 90-х!..

Первое десятилетие независимой жизни в Днепродзержинске, как и повсюду в Украине, шло тотальное разрушение системы образования: денег из бюджета выделялось недостаточно, чтобы хватало еще и на ремонты.

Тем не менее, учебный процесс в школах Днепродзержинска не прерывался: учителя преподавали, школьники учились. В холодных классах, бывало, не снимая верхней одежды. С перерывами на эпидемии гриппа, с нехваткой учебников. Но учились.

 

Дающие и берущие

Тогда, на заре 90-х, рухнула вера в одно из главных прав украинцев, закрепленных в Конституции – право на бесплатное образование. Право в Конституции осталось, но бесплатным украинское образование осталось лишь теоретически, на бумаге. Потому что именно тогда, в начале 90-х, был запущен процесс, получивший вскоре название «школьные поборы».

Некоторые директоры школ (уже бывшие) в начале 21 века говорили, что по 10-15 лет ждали тщетно реакции на свои бюджетные запросы в части ремонтов зданий учебных заведений. И все это время как-то выкручивались.

А как выкручивались? Очень просто. Родители учащихся ставились перед фактом: хотите, чтобы ваши дети не так часто простужались в сквозящем навылет здании школы – поставьте новые окна. Родители – деваться некуда, скидывались и за свои деньги устанавливали новые окна. То же самое происходило с полами, стенами, отоплением в классах, школьной мебелью, не говоря уже о таких мелочах, как школьные учебники.

За годы независимости родители школьников вложили огромное количество денег в ремонты зданий учебных заведений нашего города.

С тех пор «на школу», «на класс», «на учебные пособия» стали постоянными статьями расходов в семьях украинских школьников. Какое уж тут бесплатное образование?

А когда все участники процесса привыкли к тому, что родители регулярно и безропотно сдают деньги на любые школьные хотелки – включился человеческий фактор. И вот уже родители школьников рассказывают невероятные истории про то, как классный руководитель требует делать ей подарки – она сама их выбирает по каталогу ювелирных изделий. В другой раз – страшные рассказы о том, как учитель вымогает деньги с родителей, угрожая репрессиями в отношении детей. А иной раз и сми родители были не прочь прихвастнуть, как они «купили ребенку нормальный аттестат» или «порешали» школьный конфликт с участием своего чада.

Нередко случалось и такое: сдадут родители деньги на ремонт – а ремонта нет, и денег нет. Или потом оказывается, что на этот ремонт, по бумагам, еще и бюджетные деньги были выделены!

фото: Урок обмана: на верхнем плакате – паспорт объекта реконструкции коллегиума №16, где написано, что работы ведутся в рамках международной программы поддержки Украины, то есть за деньги иностранных гранто- и кредитодателей. Нижний плакат утверждает: перед нами – объект «большого строительства» - президентской программы, финансируемой из карманов украинских наполнителей бюджета. После того как горожане, заметив подмену понятий, стали критиковать менеджеров за вранье, плакат с «большим строительством» был снят.

Ремонт один, а проплачен дважды – из карманов родителей и из городской казны, то есть снова из кармана родителей. А то еще и депутат какой-нибудь припишет этот ремонт себе…

И все эти истории с родительскими деньгами происходили и проходили настолько безнаказанно, что складывалось впечатление – все идет, как надо.

В любой коррупционной схеме должны быть заинтересованы все звенья цепочки: без дающего взятки нет взяточника, без желающего купить хорошие оценки нет продавца аттестатов. Дети, видевшие в детстве школьную коррупцию на заре независимости Украины, сегодня водят в школу своих детей.

 

В разные стороны

Начиная с правления президента Ющенко, школу начали активно реформировать. Брали модели зарубежного образования и приживляли их к советской еще основе украинского образования. Так появились 11 классов, баллы вместо советских оценок…

Потом реформа буксовала… В школах работают, преимущественно, педагоги старой закалки, они не воспринимают новые веяния времени – так объясняли ситуацию политики. Это было понятно: на такую зарплату сложно заманить молодого человека, особенно мужчину. Заработки украинских учителей – из наиболее низких в Европе.

Во времена президента Януковича были попытки выделять бюджетные деньги на ремонты школ. Ремонты часто заканчивались скандалами. Яркий пример – злополучная школа №20 на Соцгороде. В ней сразу же после ремонта 2014 года стал покрываться плесенью спортзал…

фото: Ремонт в спортзале школы №20 несколько лет назад обернулся скандалом: после ремонта, в ходе которого горе-строители заблокировали вентиляцию, в зале стены и потолок покрылись ядовитой черной плесенью.

Потом, уже при президенте Порошенко у нас появилась новая украинская школа. Школа, в которой учитель и ученик признаются партнерами. И за учителем все более закрепляется роль более вдохновителя, нежели надзирателя. Идеология новой украинской школы предполагает: «Ребенку недостаточно дать только знания. Еще важно научить пользоваться ими».

Новые образовательные стандарты основываются на "Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европейского Союза по формированию ключевых компетентностей образования в течение жизни".

Новая украинская школа обещает развить в учениках такие умения, как чтение с пониманием, умение выражать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми.

То есть передача массивов информации отходит на второй план по отношению к умению пользоваться готовой информацией. Действительно, зачем запоминать дату взятия Бастилии, если ее можно посмотреть в телефоне через интернет?

Современные дети не хотят напрягаться, не желают преодолевать трудности. Они быстро устают от монотонных, скучных занятий, легко отвлекаются на посторонние темы. Для многих физически тяжело высидеть за партой 45 минут, а потом еще несколько раз по столько же.

Современная идеология требует не ограничивать детей в их стремлениях. Современная педагогика учит, что нет детей хуже или лучше – каждый особенный. А еще есть дети с особенными потребностями, для которых разрабатываются индивидуальные учебные программы и оборудуются специальные помещения в школах, похожие на комнаты для игр и отдыха.

Новая украинская школа идет навстречу пожеланиям работодателей: уменьшается количество школ с 11 классами, усиливается профориентация.

Старые педагоги все же сомневаются: как смогут люди, с детства не привыкшие сосредоточенно работать, выполнять сложные операции или решать серьезные задачи, возникающие внезапно во взрослой жизни? Что, если хирург во время операции вдруг решит, что он недостаточно мотивирован, чтобы продолжать, и ему уже надело?..

 

Уроки выживания

Так чему же учила независимая украинская школа все эти 30 лет? А школа учила, как устроена жизнь в независимой Украине, и как в этой стране выжить.

Про то, что школа с детства научила украинцев покупать и продавать, и при этом для большей прибыльности пренебрегать законами, уже было сказано. Известно, что дети учатся не тому, что взрослые говорят, а тому, что взрослые делают.

А взрослые в Каменском сегодня говорят, что образование обходится городу слишком дорого. Еще когда городские менеджеры не отгородились от горожан-работодателей придуманными ограничениями на посещение сессий горсовета, горожане могли услышать, как топ-менеджеры Каменского жалуются, что на содержание школ тратится очень много бюджетных денег. Так, за первое полугодие 2021 года на образование было потрачено 576 миллионов гривен из городского бюджета. Это, в основном, расходы на содержание школ и зарплата учителей.

Ну, заработки у педагогов не ахти какие, зато содержание зданий школ действительно дорогое, особенно отопление. Напомним, школы и прочие бюджетные учреждения в Каменском отапливаются от дровяных котельных, принадлежащих частной фирме, связанной с Александром Ивановым – тем самым, который то ли кум, то ли не кум мэра Андрея Белоусова.

За полугодие текущего года на ремонт школ города было потрачено 3,57 миллиона гривен. В 10 раз меньше, чем было потрачено в прошлом году на переделки в сквере проспекта Свободы.

При этом 2 школы – №20 и коллегиум №16 стали жертвами затянувшихся ремонтов. Оба объекта объединяет один заказчик – Днепропетровская облгосадминистрация. По обоим объектам сроки окончания ремонта неизвестны.

Впрочем, еще в 2020 году чиновники предупреждали новоизбранных депутатов горсовета о вероятности «оптимизации» городских школ и закрытии двух из них… Так что ученикам двух школ Каменского, а заодно и их родителям, приходится учиться выкручиваться из ситуаций, в которые их ставят чужие взрослые.

Украинская школа воспитала педагогов, которые покорны и послушны начальству. У каждого есть причина бояться: вдруг придумают причину и «оптимизируют» - куда денешься из такой специфической, традиционно закрытой для посторонних сферы, как среднее образование?.. Поэтому образование у нас – административный ресурс: на организованный в интересах власти митинг – строем, собрать нужные начальству подписи – дружно.

Дети – чуткие люди, они быстро понимают, что к чему. Когда взрослые говорят одно, а делают другое – дети учатся поступать точно так же. И эти уроки, полученные в школе, остаются с ними на всю жизнь, формируют личность. И эти личности завтра будут строить Украину и управлять ею.

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых