О чем говорят названия улиц: улица Коммунарная – Манаенкова
Улица Коммунарная появилась в городе после войны. На месте сегодняшней проезжей части шла железнодорожная ветка, протянутая от станции Тритузная до склада строительных материалов, находившегося за швейной фабрикой им. Чубаря.
Кто такие коммунары?
Коммунарной новую улицу назвали потому, что строилась она коммунами (бригадами от цехов) – своими будущими жителями. Эту практику вспомнили в 80-х годах и назвали МЖК (молодежные жилищные комплексы).
Строителям выдавали со склада (того самого, за швейной фабрикой) материалы. К каждому дому был прикреплен прораб, у которого имелись чертежи. Рабочие металлургического и вагонного заводов после смены вместе с семьями участвовали в строительстве жилых домов. Это были дома от №1 до № 14. Ряд домов (левая сторона) с нечетными номерами был построен вдоль железнодорожной ветки. За ними и проходила улица, еще без названия. Западнее появился еще ряд домов. Все дома выстроили за полтора года. Промежуток между домами и стал называться ул. Коммунарной. Весь этот район города называли Новым поселком. После того, как были построены дома №6 и №12, замкнувшие улицу, она превратилась во дворы с погребами, сараями и курятниками. А улицей Коммунарной стали называть участок с железной дорогой. Рельсы убрали только в 1960-м году.
фото: улица Коммунарная в 50-е годы. Еще нет бассейна, а стадион огорожен забором из рифленого железа
Очевидно, что название улицы отражало ее происхождение и не имело ничего общего с теми коммунарами, которые на паровозе и с винтовкой (как в старой песне). Но, когда встал вопрос о декоммунизации, этот факт видимо не рассматривали.
Зато движение по переименованию улиц вернуло городу память о замечательном человеке.
«Красный директор»
Иосиф Петрович Манаенков родился в 1896 г. в селе Павловка Воронежской губернии. Его детство и юность прошли в г. Юзовка (теперь – Донецк). Свою карьеру в металлургии он начинал токарем на Юзовском заводе.
фото: Иосиф Петрович Манаенков, снимок 1936 г.
В 1924 г. в возрасте 28 лет Иосифа Манаенкова назначили на должность директора Макеевского металлургического завода. Но вскоре понизили в должности за несанкционированный пуск доменной печи. Решительный и энергичный молодой руководитель нравился не всем. Некоторое время Манаенков работал в Днепропетровске на заводе им. Петровского. В конце 1927 г. его перевели в Каменское управляющим Днепровским Государственным металлургическим заводом (ДГЗ). Директором нашего завода Манаенкова назначали дважды – в 1927-1931 гг. и в 1933-1937 гг.
Иосиф Петрович был из тех руководителей, которые умеют толково организовать труд подчиненных. Под его руководством завод не только достиг своей дореволюционной производительности, но и превысил ее.
В Каменском Манаенков нашел свое личное счастье. В 1926 году он женился на учительнице младших классов Марии Журавлевой. Они поселились в доме №9 по улице Губы. В семье росли трое детей: дочь Ирина и два сына – Олег и Юрий.
В 1931 году И. Манаенков во главе группы из четырех инженеров-металлургов побывал на металлургических предприятиях США. По результатам этой поездки он написал брошюру «Современные заводы СаСШ» (Североамериканских Соединенных Штатов).
В 1932 году Иосиф Манаенков стал слушателем московской Промакадемии, а через год снова возвратился в Каменское на должность директора ДГЗ. Уже давала чугун домна №7 – самый крупный по тем временам агрегат. В 1933 году ввели в эксплуатацию обжимной стан блюминг «1150». В том же году группе работников завода вручили правительственные награды, а директора наградили орденом Ленина.
С 1 января 1935 г. ДГЗ отказался от государственной дотации, что означало переход завода на рентабельную деятельность. По условиям, установленным наркомом тяжелой промышленности, 50% прибыли получал фонд директора завода, который распоряжался этими финансами по своему усмотрению. Директор тратил деньги на качественные и дешевые обеды в заводских столовых – время было голодное. За счет директорского фонда в 1935 г. на берегу Днепра, в с. Щуровке, построили заводской дом отдыха на 300 мест.
При строительстве и пуске аглофабрики выяснилось, что раскаленный шлак, летящий от этого производства на соломенные крыши Нижней Колонии, часто становится причиной пожаров. По распоряжению Манаенкова, на окраине города, в конце ул. Сыровца, были срочно выстроены дома для семей рабочих завода, чтобы отселить их из пожароопасного района. В 1934 и 1935 годах Нижняя Колония переезжала, завод выделил транспорт, директор лично заходил в каждую квартиру – интересовался, не нужна ли помощь, удобно ли устроились. Эти дома стоят до сих пор - №№ 37, 39, 43, 45, 47 и 49 по проспекту Т. Шевченко. И в них еще живут потомки первых новоселов.
В развитие города завод вкладывал много средств: строительство первых линий городского трамвая, Дворец культуры металлургов. По инициативе И.П. Манаенкова ко Дворцу культуры был пристроен спортивный зал, разбиты спортплощадки и оборудовано футбольное поле. Иосиф Петрович нередко брал на себя судейство футбольных матчей заводской команды «Металлург», был заядлым болельщиком, играл в волейбол, занимался греблей.
Женское движение на Дзержинке возглавляла Мария Манаенкова – супруга директора. Активистки опекали заводские общежития, цеховые столовые, оранжерею, детские сады и ясли, организовывали работу всевозможных кружков – от общеобразовательных, библиотечных, машинописи, спортивных, музыкальных до рукодельных. В 1936 г. делегатки ДГЗ принимали участие во Всесоюзном совещании жен инженерно-технических работников в Москве. Там Марии довелось выступать с высокой трибуны и вручать цветы Сталину.
Популярность директора нравилась не всем. В НКВД негодовали из-за того, что Манаенков спасал от арестов своих подчиненных. Самого Иосифа Петровича от репрессий уберегало знакомство с Г. Орджоникидзе, но в октябре 1936 г. того не стало…
Манаенкова арестовали 23 ноября 1937 года. Он прошел через весь ужас сталинских застенков. 31 марта 1938 года состоялся «суд». В течение 15 минут, на основании лживых обвинений во вредительской антисоветской деятельности Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила И.П. Манаенкова к расстрелу. Приговор был исполнен в тот же день.
Мария Манаенкова, как жена врага народа, была приговорена к пяти годам заключения. Отбывала наказание в Казахстане, в Акмолинском отделении Карагандинского исправительно-трудового лагеря. Дети остались на попечении дедушки – С. Журавлева. В Днепродзержинск Мария вернулась в 1946 году, работала нянечкой в детском саду вагонного завода. Реабилитировали Манаенковых в 1956 году. Сегодня в Каменском живет правнук легендарного «красного директора» – Евгений Сергеевич Манаенков.
Популярное
Як працюватиме громадський транспорт в Кам'янському на Великдень та у поминальні дні
11:17, 1 май 2024
У Кам'янському відбулось засідання щодо пошкоджених внаслідок російських обстрілів будинків
08:37, 1 май 2024
19:09, 9 июл 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0