О чем говорят названия улиц Каменского: проспект Тараса Шевченко

09:00, 24 ноя 2021 , Новости Каменского
О чем говорят названия улиц Каменского:  проспект Тараса Шевченко

Эта улица, шедшая от кладбища в конце Новобазарной (сегодня здесь стоит знаменитый дом со шпилем) до кладбища на месте современного центрального городского парка, называлась мрачновато – Кладбищенская. В 1920 г. ее переименовали в честь большевика Федора Сыровца. Во время фашистской оккупации Каменского улицу назвали в честь генерала Штейгера, командовавшего захватом города. После освобождения в октябре 1943 г. улице вернули название. Но по-настоящему хорошеть она начала в 1960-е годы…

Его имя улица носила более 90 лет

Федор Сыровец был не здешним. Известно, что родился он в 1884 году в селе Володькина Девица Черниговской области в семье бедного крестьянина, рано остался сиротой. Федор был грамотным – окончил деревенскую школу, куда ходил за 14 километров в любую погоду. После школы работал слесарем в Нежинском депо. С 1900 по 1903 г. жил в Киеве, работал в железнодорожных мастерских. Но за участие в забастовках из Киева был выслан.

фото: Федор Прокофьевич Сыровец

Вернулся в родное село и угодил как раз в крестьянское восстание против произвола помещицы. В 1904 г. приехал в Каменское (здесь были земляки) и устроился на металлургический завод весовщиком. Проходная возле заводоуправления, на которой он работал, цела и сегодня – туда заезжают автомобили.

            Сыровец с семьей жил на Нижней колонии в самом конце Кузнечного переулка. Тамошнюю деревянную церковь, кузницу и окружавшие их домишки сегодня мало кто помнит. Жили бедно. На сохранившейся фотографии – щеголеватый молодой мужчина: в костюме, белой рубашке, при галстуке. Но этот достаток – одна видимость. Весовщики считались не рабочими, а служащими, и у них был строгий дресс-код, при котором нельзя было выглядеть оборванцем. Подходящий костюм стоил дорого, денег на рубашки уже не оставалось. Федор, как и многие другие, обходился манишкой и манжетами. Главное – пиджак не расстегивать.

            В ноябре 1917 г. Федора Сыровца выбрали в состав военно-революционного комитета Каменского, а позднее – комиссаром общественной безопасности. В 1918 году, когда по приднепровским степям шныряли разномастные банды, Сыровцу довелось повоевать в партизанском отряде легендарного Лантуха. Также много он делал для ремонта техники, в том числе бронепоездов для Красной Армии. Лично знавшие Федора Сыровца вспоминали о нем как о глубоко порядочном, хорошем человеке. Сыровец старался сделать безопасной жизнь горожан, боролся с бандитизмом и уголовщиной, но к «красному террору» отношения не имел.

            5 июня 1919 года в Каменское вошли войска Деникина и Федор Сыровец ушел в подполье. Как раз в это время его жена заболела тифом. А в семье было шестеро детей. Как-то Федор прокрался в дом, чтобы повидать близких. Его заметил и выдал деникинцам сосед по фамилии Рогель. Завязав лицо платком, он вошел в дом вместе с солдатами. Но дочка Сыровца все равно его узнала.

            Федора увезли в Екатеринослав, где и приговорили к расстрелу. 14 июня его расстреляли в селе Каменка на круче возле Днепра. Федору было 35 лет. Местные жители похоронили его там же на месте казни, а позднее показали могилу жене Сыровца. В 1920 г. тело Сыровца перевезли в Каменское, перепохоронили в братской могиле, над которой сегодня стоит памятник «Прометей», и дали его имя улице.

 

Из окраины в центральный проспект

            Превращение улицы Сыровца из окраины в одну из главных магистралей города началось в 30-е годы. На месте частных домиков возводились оригинальные 4-х этажные жилые дома (№№ 15 и 16) со «срезанными» углами. Автор проекта не известен.

фото: Перекресток ул. Сыровца и ул. Москворецкой, 1940 г.

В 1934-1935 гг. строились дома для переселения жителей Нижней колонии, школа № 18. Но до начала 60-х годов улица оставалась не асфальтированной. Тротуары были очень узкими и не мощеными. Укатанная грунтовая дорога после дождей превращалась в сплошную грязь, которой проезжающие автомобили густо кропили заборы и стены домов.

 фото:Ул. Сыровца, 1958 г.

фото:1954 г. Угол ул. Сыровца и Коммунарной. Справа – дома довоенной постройки. На фоне дома № 43 виден полосатый шлагбаум. За деревьями – рельсы железнодорожной ветки. Слева хорошо заметен домик телефонной станции, а за ним – еще один шлагбаум переезда. Фото из архива Ж. Рыжовой. 

На перекрестке ул. Коммунарной (сегодня – Манаенкова) и ул. Сыровца был переезд со шлагбаумом. Здесь проходила железнодорожная ветка от станции Тритузная до склада стройматериалов за швейной фабрикой. Движение составов происходило в основном по ночам. И каждую ночь паровоз, приближаясь к перекрестку, начинал громко сигналить. На углу между домами с сегодняшним адресом пр. Шевченко, 38 и 40 стоял одноэтажный домик, в котором располагалась городская ручная телефонная станция. Между домами №№ 31-32, 43-45 были пустыри, частные мазанки, сараи и огороды.

            Когда начал строиться район «Черемушки», на пути подвоза стройматериалов оказались два переезда, задерживающие движение, – на ул. Коммунарной и выше, через железную дорогу. В 1960-м году разобрали ветку от станции Тритузной и домик телефонной станции (сегодня о них напоминают только старые фотографии).

фото: улица Сыровца в начале 70-х годов ХХ в. Из архива О. Мороза.

Был построен железнодорожный мост, изменивший облик этой части города и позволивший проложить трамвайные пути к новому району. Улица Сыровца хорошела, одевалась в асфальт и становилась по-настоящему центральной улицей города. А в 2016 году она была переименована в проспект Тараса Шевченко.

фото: – проспект Т. Шевченко сегодня

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых