Публично-правовые споры

12:40, 12 фев 2020 , Новости Каменского
Публично-правовые споры

Всё чаще действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц приводят к возникновению публично-правовых споров, что в свою очередь способствует усилению правовой активности наших граждан на разрешение указанных спорных отношений в судебном порядке.

В соответствии со статьей 55 Конституции, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Споры, в которых: хотя бы одна сторона осуществляет публично-властные управленческие функции, в том числе на выполнение делегированных полномочий, относятся к публично-правовым.

Публично-правовые споры возникают в связи с выполнением или невыполнением такой стороной указанных функций, если хотя бы одна сторона предоставляет административные услуги на основании законодательства, уполномочивает или обязывает предоставлять такие услуги исключительно субъекта властных полномочий, и спор возник в связи с предоставлением или непредставлением такой стороной указанных услуг; или хотя бы одна сторона является субъектом избирательного процесса или процесса референдума и спор возник в связи с нарушением его прав в таком процессе со стороны субъекта властных полномочий или другого лица.

В частности, к указанной категории споров относятся:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;

4) споры, возникающие по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;

5) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украины;

6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума

7) споры физических или юридических лиц с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездействия в части доступа к публичной информации.

Определить характер спора очень важно. От этого зависит в какой суд следует обращаться за защитой своих прав и свобод.

Как правило, публично-правовые споры относятся к юрисдикции административных судов, которые являются отдельной ветвью судебной власти.   

Порядок разрешения публично-правовых споров имеет свои особенности и регламентирован Кодексом административного судопроизводства Украины (далее-КАСУ).

 

Способы защиты

При обращении в суд очень важно определить способ защиты нарушенных прав. Так, согласно КАСУ, такая защита может быть осуществлена путём:

1) признания противоправным и недействительным нормативно-правового акта или отдельных его положений;

2) признания противоправным и отмене индивидуального акта или отдельных его положений;

3) признания действий субъекта властных полномочий противоправными и обязательстве воздержаться от совершения определенных действий;

4) признания бездействия субъекта властных полномочий противоправной и обязательстве совершить определенные действия;

5) установления наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;

6) принятия судом одного из решений, указанных в пунктах 1-4 и взыскании с ответчика - субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его противоправными решениями, действиями или бездействием.

Защита нарушенных прав, свобод или интересов лица, обратившегося в суд, может осуществляться судом также иным способом, который не противоречит закону и обеспечивает эффективную защиту прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий

 

Требования к исковому заявлению

Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

 По просьбе истца служащим аппарата административного суда может быть оказана помощь в оформлении искового заявления.

В исковом заявлении указываются:

1) наименование суда первой инстанции, в который подается заявление;

2) полное наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество - для физических лиц) сторон и других участников дела, их местонахождение (для юридических лиц) или место жительства или пребывания (для физических лиц) ; почтовый индекс; идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (для юридических лиц, зарегистрированных по законодательству Украины); регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) при его наличии или номер и серия паспорта для физических лиц - граждан Украины (если такие сведения известны истцу), известны номера средств связи, официальная адрес или адрес электронной почты

3) указание цены иска, обоснованный расчет суммы, взимаемой - если в исковом заявлении содержатся требования о возмещении вреда, причиненного оспариваемым решением, действиями, бездействием субъекта властных полномочий;

4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования, а в случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований по каждому из ответчиков;

5) изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования; указания доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства;

6) сведения о принятии мер досудебного урегулирования спора - в случае, если законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора;

7) сведения о принятии мер обеспечения доказательств или иска до подачи искового заявления, если таковые проводились;

8) перечень документов и других доказательств, прилагаемых к заявлению; указание доказательств, которые не могут быть представлены вместе с исковым заявлением (при наличии), указания о наличии у истца или другого лица оригиналов письменных или электронных доказательств, копии которых добавлено к заявлению;

9) по делам об обжаловании решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий - обоснование нарушения оспариваемыми решениями, действиями или бездействием прав, свобод, интересов истца;

10) по делам об обжаловании нормативно-правовых актов - сведения о применении обжалуемого нормативно-правового акта к истцу или принадлежность истца к субъектам правоотношений, в которых применяется или будет применен этот акт;

11) собственно письменное подтверждение истца о том, что им не представлены другого иска (исков) к этому же ответчику (ответчиков) с тем же предметом и по тем же основаниям.

 Если исковое заявление подается лицом, освобожденным от уплаты судебного сбора в соответствии с законом, в ней указываются основания освобождения истца от уплаты судебного сбора.

 В исковом заявлении могут быть указаны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются его копии, а также копии прилагаемых к исковому заявлению документов в соответствии с количеством участников дела.

Иск может быть подан в административный суд как по месту жительства потерпевшего заявителя, так и по месту нахождения организации либо должностного лица, чьи действия подлежат обжалованию.

 

Подсудность судам общей юрисдикции

Часть споров, связанных с обжалованием неправомерных решений, действий или бездействия субъектов, имеющих властные полномочия, рассматриваются не административными, а местными судами общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых гражданских прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства.

Следовательно, решение действия или бездействие органов властных полномочий, нарушающих гражданские, жилищные, земельные, семейные, трудовые права лица, могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, в случае обращения в суд с целью обжалования неправомерного решения, действия или бездействия органа властных полномочий необходимо правильно определить характер спора и судебный орган, которому данный спор подсудный.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых