Органы самоорганизации населения

11:00, 19 фев 2020 , Новости Каменского
Органы самоорганизации населения

«На прошлой неделе в одной из городских газет я прочитала, что в нашем городе действуют 42 квартальных комитета (из них 5 - п. Карнауховка), 21 – комитет микрорайонов, 4 территориальных комитета. Расскажите, пожалуйста, подробнее о правовом статусе этих органов и порядке их создания. Юлия П.»

Всё чаще читателей нашей газеты интересуют вопросы, связанные с деятельностью органов, создаваемых для решения вопросов местного значения.

Помимо органов местного самоуправления, для решения вопросов местного значения жителями населённых пунктов могут создаваться органы самоорганизации населения: домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, комитеты районов в городах, сельские, поселковые комитеты, которые являются органами самоорганизации населения

            Органы самоорганизации населения действуют на основании Конституции Украины (ч. 6 ст. 140 Конституции Украины), других законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, решений соответствующих органов местного самоуправления, уставов территориальных общин, распоряжений сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе (в случае его создания) совета, изданных в пределах своих полномочий, положений об органах самоорганизации населения, решений собрания (конференции) жителей по месту жительства, которые их избрали.

Основным законодательным актом, который определяет правовой статус органов самоорганизации населения является Закон Украины «Об органах самоорганизации населения».

Задачами органов самоорганизации населения являются:

1) создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины;

2) удовлетворение социальных, культурных, бытовых и других потребностей жителей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг;

3) участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории, других местных программ.

 

Собственные полномочия органа самоорганизации населения

Правовой статус органа самоорганизации населения во многом определяется его полномочиями.

Для решения указанных задач органы самоорганизации населения в пределах территории своей деятельности могут быть наделены следующими полномочиями:

1) представлять вместе с депутатами интересы жителей дома, улицы, микрорайона, села, поселка, города в соответствующем местном совете и его органах, местных органах исполнительной власти;

2) способствовать соблюдению Конституции и законов Украины, реализации актов Президента Украины и органов исполнительной власти, решений местных советов и их исполнительных органов, распоряжений сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе (в случае его создания) совета, решений, принятых местными референдумами;

3) вносить в установленном порядке предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов;

4) организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, проведения работ по благоустройству, озеленению и содержанию в надлежащем состоянии усадеб, дворов, улиц, площадей, парков, кладбищ, братских могил, оборудовании детских и спортивных площадок, комнат детского творчества, клубов по интересам и т.д.; с этой целью могут создаваться временные или постоянные бригады, использоваться иные формы привлечения населения;

5) организовывать на добровольных началах участие населения в осуществлении мероприятий по охране памятников истории и культуры, ликвидации последствий стихийного бедствия, строительстве и ремонте дорог, тротуаров, коммунальных сетей, объектов общего пользования с соблюдением установленного законодательством порядка проведения таких работ;

6) осуществлять контроль за качеством предоставляемых гражданам, проживающим в жилых домах на территории деятельности органа самоорганизации населения, жилищно-коммунальных услуг и по качеству проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ;

7) оказывать помощь учебным заведениям, учреждениям и организациям культуры, физической культуры и спорта в проведении культурно-образовательной, спортивно-оздоровительной и воспитательной работы среди населения, развития художественного творчества, физической культуры и спорта; способствовать сохранению культурного наследия, традиций народной культуры, охране памятников истории и культуры, внедрению в быт новых обрядов;

8) организовывать помощь гражданам пожилого возраста, лицам с инвалидностью, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, другим уязвимым группам населения вносить предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления;

9) оказывать необходимую помощь органам пожарного надзора в осуществлении противопожарных мероприятий, организовывать изучение населением правил пожарной безопасности, принимать участие в осуществлении общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;

10) содействовать в соответствии с законодательством правоохранительным органам в обеспечении ими охраны общественного порядка;

11) рассматривать обращения граждан, вести прием граждан;

12) вести учет граждан по возрасту, месту работы или учебы, проживающих в пределах территории деятельности органа самоорганизации населения;

13) содействовать депутатам соответствующих местных советов в организации их встреч с избирателями, приема граждан и проведении другой работы в избирательных округах;

14) информировать граждан о деятельности органа самоорганизации населения, организовывать обсуждение проектов его решений по важнейшим вопросам.

 

Порядок инициирования создания органа самоорганизации населения

Орган самоорганизации населения создается по территориальному признаку.

Территорией, в пределах которой действует орган самоорганизации населения, может быть часть территории села, поселка, города, района в городе, в пределах которой проживают жители, которые выбрали этот орган.

Орган самоорганизации населения избирается собранием (конференцией) жителей по месту жительства на основе всеобщего, равного избирательного права путем тайного голосования жителей, которые на законных основаниях проживают на соответствующей территории. Право голоса на выборах имеют жители, достигшие на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса жители, признанные судом недееспособными. Общий состав органа самоорганизации населения определяется собранием (конференцией) жителей по месту жительства.

Организация проведения собрания (конференции) жителей по месту жительства, как правило, возлагается на исполнительный комитет сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета.

На собрании (конференции) жителей по месту жительства избирается инициативная группа, члены которой будут представлять интересы жителей - участников собрания (конференции) в соответствующем местном совете.

. Инициативная группа подает в сельский, поселковый, городской, районной в городе (в случае его создания) совет заявление о создании органа самоорганизации населения, протокол собрания (конференции) жителей по месту жительства об инициировании создания органа самоорганизации населения с указанием основных направлений деятельности создаваемого органа самоорганизации населения, а также список участников собрания (конференции) жителей по месту жительства с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, серии и номера паспорта гражданина Украины или паспортных документов иностранца и домашнего адреса каждого участника собрания (конференции) жителей.

. Вопрос о создании органа самоорганизации населения, внесенный на рассмотрение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, рассматривается на ближайшем заседании соответствующего совета при участии членов инициативной группы собрания (конференции) жителей по месту жительства.

В решении совета о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения должны быть обязательно определены его название, основные направления деятельности, полномочия и условия их осуществления, территория, в пределах которой должен действовать орган самоорганизации населения.

Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет может отказать в предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения, если инициирование создания органа самоорганизации населения было осуществлено с нарушением требований, установленных законом. Такой отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Переизбрание органа самоорганизации населения, отзыв, избрание отдельных его членов вместо выбывших или изменение количественного состава органа самоорганизации населения осуществляется собранием (конференцией) жителей по месту жительства.

Собрание (конференция) жителей утверждают Положение об органе самоорганизации населения.

В Положении указываются:

1) название и юридический адрес органа самоорганизации населения;

2) основные задачи и направления деятельности органа самоорганизации населения;

3) права и обязанности членов органа самоорганизации населения;

4) территория, в пределах которой действует орган самоорганизации населения;

5) срок полномочий органа самоорганизации населения и порядок их досрочного прекращения;

6) порядок использования средств и другого имущества, порядок отчетности;

7) порядок прекращения деятельности органа самоорганизации населения;

8) другие вопросы, связанные с деятельностью органа самоорганизации населения.

Завершением процесса создания органа самоорганизации населения является его регистрация.

 

Ответы на вопросы нашей читательницы позволяют сделать вывод о том, что органы самоорганизации населения являются ещё одним правовым инструментом для активного участия жителей населённых пунктов в решении вопросов местного значения. Практика показывает, что при решении большинства вопросов местного значения, участие территориальной громады ограничено.

 Возможно, интерес к вопросам самоорганизации населения является показателем всё большего стремления горожан быть хозяевами в своём доме.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых