Как оно, болеть в карантин и лечиться по телефону? Рубрика: «Проверено на себе»
Не смотря на то, что главной темой нашей жизни стал коронавирус, от других проблем со здоровьем не застрахован никто. При этом нам настоятельно рекомендуют избегать посещения поликлиник и больниц, а все вопросы решать со своим семейным врачам в телефонном режиме.
ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ!
А теперь скажите, вы знаете телефон своего семейного врача? А если даже у вас заветный номерок имеется, вы уверенны, что доктор узнает вас по телефону, не имея под рукой медицинской карты, вспомнит особенности вашего состояния здоровья и даст рекомендации, полезные лично вам? А если вас все же идентифицировали верно, вам кто-то разъяснил когда именно можно набирать заветный номер семейного врача? Ведь согласитесь, если доктор ведет прием пациентов, или занят другой важной работой, вряд ли он сможет вникнуть в суть того, о чем вы хотите спросить. А приемлемо, звонить доктору в не рабочее время? Это допустимо разве что в самых экстренных случаях, когда в буквальном смысле слова, речь идет о жизни и смерти.
Сам собой напрашивается вывод. Для того чтобы телефонный диалог между врачом и пациентом был действительно конструктивным и принес пользу, подобные рекомендации чиновников от медицины и власти, должны сопровождаться четкими инструкциями, которых нет.
Осознав, что дальнейшее самолечение может закончиться плохо, я решила начать обращение за помощью со звонка в регистратуру своей амбулатории. Там объяснили, что в сложившейся ситуации у меня два варианта: надеть маску с перчатками и отправиться на прием к врачу, либо оставить свой номер телефона и ждать звонка от семейного доктора. На просьбу указать хотя бы приблизительное время возможной обратной связи, никакой конкретики не последовало.
Перспектива отправиться в поликлинику во время эпидемии, радовала мало. Но и надежда на то, что просьба позвонить пациенту дойдет до врача, или у доктора найдется время для общения по телефону, тоже казалась весьма туманной. И так как меня больше всего беспокоит горло (пропал голос), решаю попробовать попасть на прием к лор-врачу напрямую, минуя семейного доктора.
КОРОНАВИРУС МЕДРЕФОРМЕ НЕ ПОМЕХА
В регистратуре ЦПМСП № 3 разъяснили, что на прием к профильному специалисту теперь можно обратиться исключительно с направлением от семейного врача.
Тут же невольно вспомнился главный принцип второго этапа пресловутой медреформы «деньги идут за пациентом». Что это такое, как это должно работать и каковы будут результаты, пока вряд ли понимают не только медики и пациенты, но и сами реформаторы.
На сегодняшний день схема выглядит примерно так. На каждого с кем заключил договор семейный врач, государство выделяет некую сумму средств. И что бы у нас не заболело, в первую очередь мы должны обратиться к своему семейному доктору. Если врач направляет пациента к профильному специалисту на консультацию, вместе с таким направлением, от него уходит часть денег, которые государство выделило для данного пациента. А теперь скажите, есть у семейного врача интерес терять эти деньги?
Что же касается пациентов, то у них, как говорится два варианта: либо надеяться на профессионализм и врачебную этику семейного доктора, либо обращаться к хирургу, невропатологу или окулисту напрямую, но уже на платной основе.
Руководствуясь принципом, «заплатить всегда успеешь» для начала решаю воспользоваться вариантом, предлагаемым реформой.
СТРАШНО ЖУТЬ!
Время шло, а мне никто не звонил. По информации регистратуры, у семейного доктора прием пациентов давно закончился, а рабочий день еще продолжается. Устав от ожидания, набираю доктора сама. Четвертая попытка оказывается удачной.
Выслушав сбивчивый рассказ о методах самолечения и нынешних проблемах, врач диктует название лекарств и дает рекомендации, как лечиться. Покупаю все, что прописано, четко следую советам медика. С одной стороны чувствую явное облегчение, но как назло обостряются дела сердечные.
Как быть? Если бы не коронавирус, скорее всего, набрала бы 103 (с сердцем шутки плохи). Но к загрудинной боли присоединяется страх. Хотя температуры нет, за границей не была и ни с кем опасным не контактировала, по состоянию здоровья в коронавирусную группу риска меня можно отнести сразу по нескольким параметрам. А значит, нет гарантии, что на вызов по поводу проблем с сердцем не приедет бригада в костюмах–противочумах и не заберет куда-нибудь в холодный и голодный бокс. А учитывая реальное состояние нашей медицины, кто возьмется гарантировать, что проблемный пациент не подхватит заразу где-нибудь на этапе госпитализации или в самой больнице.
Перепуганное воображение настолько ярко рисует картинки возможного развития событий, что боль стихает, а сердце заработало в своем привычном ритме. Не зря бытует мнение: лучший доктор для нас – мы сами. Успокоившись понимаю, что в моем случае последствия телефонного лечения куда опаснее угрозы заразиться в поликлинике.
Обрадовав сообщением, что с легкими у меня все нормально, врач выписала направление на кардиограмму, рентген гайморовых пазух и направила на консультацию к отоларингологу и кардиологу.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАЦИЕНТА СО СТАЖЕМ
Когда мы рискуем больше, отправляясь в больницу, где можно подхватить китайскую заразу, или пожиная плоды заглазного консультирования? Вряд ли кто-то ответит на этот вопрос вместо нас самих. Каждый принимает решение сам, и сам несет за него ответственность. Во всяком случае, совет знающего доктора по телефону, безусловно, принесет больше пользы, чем сомнительные рекомендации по интернету, людей далеких от медицины.
«Google» подсказывает, что телефонное консультирование пациентов мы позаимствовали из США и некоторых стран Европы, Но там, откуда эта практика к нам пришла, существует четкий алгоритм консультирования. Медики проходят специальное обучение с последующей сдачей экзаменов и получением соответствующих сертификатов.
Кроме того, у зарубежных медиков всегда под рукой электронная база данных своих пациентов. А пациент всегда имеет возможность отправить врачу дополнительную информацию, касающуюся своего состояния здоровья. Данные о дистанционном консультировании (рекомендации врача, направления на диагностику, рецепты и пр.) обязательно приобщаются к электронной карте пациента. А еще в тех же Штатах, если что-то пошло не так, пациенты активно пользуются правом обращения в суд по поводу лечения своего и своих близких. И, как правило, суд становится на сторону пациента.
А что у нас? Думается, вопрос риторический.
Кто сможет доказать, что название такого-то лекарства вы действительно узнали от врача, а не от соседки Маши? Кто даст гарантию, что вы правильно расслышали и верно записали название продиктованного препарата, а фармацевт, прочитавший вашу абракадабру, не продаст вам лекарство от совсем другой болезни?
Но раз уж обстоятельства заставляют нас прибегнуть к сомнительной практике заочного лечения, есть резон придерживаться нескольких простых правил. Тем более что ужесточение карантинных мер способно привести к тому, что телефон останется единственным каналом коммуникации врача и его пациентов.
* Итак, услышав голос своего доктора, спросите, удобно ли ему в данный момент с вами общаться. Если медик занят, вежливо поинтересуйтесь, когда ему можно будет перезвонить
* Убедитесь, что врач понял, с кем именно он общается.
* Постарайтесь четко и по возможности кратко рассказать о своей проблеме. Избегайте общих фраз и того, что не относится к вопросу, по которому вы позвонили.
* Если у вас есть какие-то противопоказания или аллергические реакции, напомните о них врачу (ведь возможности посмотреть медицинскую карту, у него нет).
* Внимательно запишите названия препаратов, убедитесь, что все рекомендации вы поняли и записали правильно.
* Если есть возможность, найдите сами, или попросите кого-то из близких найти информацию о рекомендуемых лекарствах в интернете и внимательно прочтите инструкцию. Если такой возможности нет, попросите провизора уточнить из аннотации, прилагаемой к упаковке, хотя бы главное (показания, противопоказания, способы приема и дозировку).
* Если возникли сомнения, снова свяжитесь с семейным врачом.
* Заведите себе краткий дневник своей болезни. Укажите, когда состояние здоровья ухудшилось, как это проявлялось, какие лекарства и когда именно вы принимали. В случае осложнений эта информация очень поможет в выборе дальнейшего лечения.
P.S.
Верить или нет различным телевизионным и телефонным консультантам, каждый тоже решает сам. Но при этом нельзя забывать главного. Если со своим семейным доктором у нас есть возможность наладить хоть какой-то продуктивный контакт и при необходимости, можно что-то уточнить, переспросить, то с незнакомыми нам медиками, даже если они действительно являются специалистами известных медучреждений, обратная связь вряд ли возможна.
Татьяна Радзиевская
Популярное
19:09, 9 июл 2024
17:55, 24 май 2024
Топ обсуждаемых
07:00, 22 ноя 2024
КОММЕНТАРИИ — 0