Правомерность принудительного лечения

11:30, 5 авг 2020 , Новости Каменского
Правомерность принудительного лечения

В условиях проведения медицинской реформы украинцев всё чаще волнуют вопросы о доступности получения своевременной и квалифицированной медицинской помощи. Но в этот раз разговор пойдёт о ситуации, когда медицинская помощь может быть оказана в принудительном порядке.

Можно ли заставить лечиться?

Такого рода сообщения появляются в соцсетях чуть ли не ежедневно.

«Вчера рано утром наш больной на голову сосед чуть не отравил весь подъезд угарным газом, в итоге отключили газ, а сегодня это тело подпалило квартиру, вовремя приехали пожарные. Куда обратиться кроме милиции, чтобы был результат?»

Люди уверены, что в сегодняшней Украине найти управу на неадекватных соседей, попросту невозможно.

«Всё бесполезно. У нас в подъезде жила женщина с шизофренией. Чудила по полной. Скорая без сопровождения милиции в психбольницу отвозить не могла. А когда отвозили, через час она уже была дома. Слава богу, ей с сыном кто то помог переехать в Пятихатки».

 

В части 4 статьи 49 Конституции Украины задекларировано, что государство обеспечивает санитарно-эпидемическое благополучие.

Одним из способов такого обеспечения может быть принудительное лечение людей, которые болеют опасными инфекционными болезнями, являются носителями возбудителей этих болезней или находившиеся в контакте с такими больными, если они создают реальную опасность заражения для окружающих. Это определено частью 1 статьи 22 ЗУ «О защите населения от инфекционных болезней».

Тем не менее, Европейский суд по правам человека отметил (актуально и для нашей страны), что принудительное медицинское вмешательство без согласия совершеннолетнего, дееспособного пациента является вмешательством в его личную неприкосновенность и посягательством на права, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Часто при лечении против воли больного невозможно обойтись без его принудительной госпитализации.

Следует учитывать, что как статьёй 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и статьёй 29 Конституции Украины задекларировано, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, и никто не может быть лишен свободы, кроме таких случаев и в соответствии с процедурой, установленной законом. Поэтому основания для принудительного лечения и принудительной госпитализации должны чётко и недвусмысленно определены законодательными нормами.

Украинским законодательством предусмотрены основания для принудительного лечения.

И это не обязательно связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия.

Так, нормами Уголовного кодекса Украины предусмотрены принудительные меры медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния, подпадающие под признаки деяний, предусмотренных Особенной частью Уголовного Кодекса Украины. К таким мерам относятся: оказание амбулаторной психиатрической помощи, помещение лица в специальное лечебное учреждение с целью его обязательного лечения, а также предупреждения совершения им общественно опасных деяний.

Например, статья 96 Уголовного кодекса Украины предусматривает, что принудительное лечение может быть применено судом, независимо от назначенного наказания, к лицам, совершившим преступления и имеющим болезнь, которая представляет опасность для здоровья других лиц.

В порядке гражданского особого судопроизводства судом могут быть рассмотрены дела о предоставлении в принудительном порядке психиатрической помощи, обязательной госпитализации в противотуберкулёзное заведение.

Кроме того, украинское законодательство определяет хронический алкоголизм и наркоманию как «социально опасные заболевания» и возлагает на органы и учреждения здравоохранения здоровья обязанность «осуществлять специальные меры по их профилактике и учету».

Для того, чтобы применяемые принудительные меры медицинского характера не создали предпосылок необоснованной дискриминации и были соразмерными цели вмешательства, они должны соответствовать тем минимальным критериям, которые бы исключили злоупотребление со стороны государства и безосновательное отступление от обязательств государства по обеспечению прав и свобод отдельного человека.

Применение принудительных методов лечения по отношению к больному против его воли, возможно исключительно в определённых обстоятельствах, когда имеет место превалирование прав и свобод общества над правами отдельного человека.

 

Принудительная госпитализация больных COVID-19?

Но, если порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния, лицам, страдающим психическими заболеваниями, хроническим алкоголикам наркозависимым, а также туберкулёзникам законодательно худо-бедно определён, то вопрос пропорциональности и законности вмешательства государства в права и свободы человека при принятии мер по принудительной госпитализации больных COVID-19 все еще остается актуальным.

Ещё в феврале текущего года Приказом Министерства здравоохранения Украины от 25.02.2020 г. № 521 COVID-19 был занесён в список особо опасных инфекционных болезней, которые характеризуются тяжелыми или стойкими расстройствами здоровья у значительного числа больных, высоким уровнем смертности, быстрым распространением среди населения.

Согласно части 2 статьи 28 действующего Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», лица, больные особо опасными инфекционными болезнями, в случае отказа от госпитализации подлежат принудительному стационарному лечению, а носители возбудителей указанных болезней и лица, имевшие контакт с такими больными, обязательному медицинскому надзору и карантину в установленном порядке.

Согласно тексту Постановления Кабинета Министров Украины № 245 от 25.03.20 г., учреждения здравоохранения имеют право осуществлять обязательное медицинское обследование лиц, которые контактировали с больными COVID-19 или имеют симптомы COVID-19, если такие лица отказываются от медицинского обследования в добровольном порядке.

 В тоже время, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Украины № 722 от 28.03.2020 г. «Организация оказания медицинской помощи больным коронавирусной болезнью (COVID-19)» были утверждены стандарты экстренной медицинской помощи «Коронавирусная болезнь (COVID-19)» и Стандарты медицинской помощи «Коронавирусная болезнь (COVID-19)». Обозначенные стандарты не предусматривают принудительной госпитализации лиц, которые контактировали с больными COVID-19 или имеют симптомы COVID-19, а установлено, что госпитализировать «коронавирусных больных» необходимо только в состоянии средней тяжести и тяжелом состоянии.

Согласно же пункта 2 Порядка госпитализации пациентов бригадами скорой медицинской помощи в лечебно-профилактические учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины № 370 от 01.06.2009 г., решение об экстренной госпитализации принимает после осмотра и оказания медицинской помощи руководитель бригады при наличии соответствующих показаний. При этом руководитель бригады должен получить согласие пациента (его родственников или законных представителей) на госпитализацию.

Можно сказать, что на сегодня отсутствует четко регламентированный порядок принудительной госпитализации больных COVID-19, (например, такой, как он предусмотрен, в частности, Гражданским процессуальным кодексом Украины, для принудительной госпитализации лиц больных туберкулезом). 

Поэтому, при действующем нормативном регулировании, даже если учитывать возможность отступления государства от конституционных гарантий на время чрезвычайной ситуации с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия, такая принудительная госпитализация может носить сомнительный правовой характер.

 Как следствие, граждане, защищая свои права, будут обжаловать действия должностных лиц, связанных с принудительным лечением и принудительной госпитализацией при обнаружении симптомов COVID-19.

Так что парламенту, как единственному законодательному органу государства, есть над чем работать после парламентских каникул. 

 

Несмотря на отсутствие качественного правового механизма принудительной госпитализации больных COVID-19, тем не менее, правила карантина необходимо соблюдать. И не только под угрозой применения санкций административного или уголовно-правового характера.

Осознание каждым значения собственных действий для защиты от инфекционных заболеваний - это не просто выбор, а показатель ответственности как за своё здоровье, так и за здоровье других людей.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых