Ходят ли деньги за пациентом?

12:00, 12 авг 2020 , Новости Каменского
Ходят ли деньги за пациентом?

В связи с началом второго этапа медреформы, у каменчан возникает множество различных вопросов. За разъяснениями как следует понимать месседж «деньги ходят за пациентом» и что это означает для конкретного человека «Событие» обратилась к директору КНП КМР «Центр первичной медико-санитарной помощи № 1» Ларисе Алексеевне Полюлях.

Корр.: - У пациентов сложилось мнение, что с введением второго этапа медреформы, семейный врач больше не заинтересован направлять больного на консультацию к профильному специалисту. Ведь если услуги входящие в бесплатный пакет оплачиваются из фиксированной суммы, которая выделяется на конкретного человека, выписывая электронное направление, семейный доктор какую-то часть денег теряет. А значит, велик риск того, что электронное направление пациент получит только тогда, когда доктор окончательно убедится, что сам не справляется. Поэтому первое, о чем хотелось бы спросить, кто будет отвечать, если попытка семейным врачом лечить пациента самостоятельно, приведет к отрицательному результату?

Л.А. Полюлях: - Честно говоря, меня такое понимание ситуации удивляет. Месседж «деньги ходят за пациентом» применим, разве что, к первичному звену. Когда человек заключает декларацию с семейным доктором, на счет амбулатории семейной медицины действительно поступает некая сумма, часть из которой идет на зарплату медиков. Но большая часть этих денег предназначена для оказания гарантированного пакета медицинских услуг данному пациенту. При этом средства, выделяемые государством при заключении декларации между семейным врачом и пациентом, никакого отношения к профильной медицинской помощи не имеет. Работа, вернее оказание медицинских услуг профильными специалистами, финансируется из других источников. В зависимости от количества, объема и качества оказанных услуг, финансирование так называемого, вторичного звена, осуществляет Национальная служба здоровья. Таким образом, у семейного доктора нет никакой финансовой заинтересованности отказывать пациенту в направлении к узкому специалисту. Другое дело, что примерно в 40% случаев, так называемую, специализированную медицинскую помощь способен оказать семейный врач. Тем более что по сравнению с прежней системой организации здравоохранения, число профильных специалистов действительно сократилось. В нашей поликлинике, семейный врачи работают в просторных кабинетах, где есть все условия и оборудования для проверки остроты зрения, слуха, осмотра пациента на кушетке за ширмой. Есть возможность сделать перевязку, кардиограмму и пр. Если в самом кабинете таких условий нет, доктор всегда может переместиться с пациентом туда, где эти условия есть. Все наши семейные медики прошли специальное обучение по проведению первичной профильной функциональной диагностики. Поэтому нет необходимости тратить время узкого специалиста и самого пациента на то, с чем с успехом справится семейный доктор.

Корр.:- Но если финансирование первичного и вторичного звеньев медпомощи никак не связаны, зачем тогда врачу и пациенту тратить время на оформление электронного направления?

Л.А. Полюлях: - Одним из главных недостатков прежней системы здравоохранения, как раз и была неоправданно узкая специализация, часто приводящая к тому, что лечили не человека, а органы. Каждый профильный доктор выписывал пациенту лекарства от «своих болезней», а в итоге получалось масло масляное. То есть пациент принимал 2-3, а то и больше аналогичных по спектру действия препарата. А вот еще один аспект этой проблемы. Пациент, зачастую сам решал, к какому доктору следует обратиться с возникшей проблемой со здоровьем. А на поверку оказывалось, что он только зря потерял драгоценное время. Один и тот же симптом, скажем, боль в руке, может сигнализировать о совершенно различных проблемах со здоровьем. И разобраться в них может только врач. Поэтому нынешняя реформа и делает такой упор на семейного врача. Одна из его ключевых задач – Провести всю необходимую диагностику, собрать рекомендации своих профильных коллег и назначить адекватное лечение.

Корр.: - Если консультативный талон оформлен, есть ли у пациента право выбора специалиста, места диагностики, стационара для госпитализации?

Л.А. Полюлях: - Безусловно, такое право у пациента есть. На электронном направлении не указано, куда именно вы должны обратиться. Это может быть не только наш город, а любое другое медицинское учреждение или специалист, работающие на территории Украины, с которым Национальная служба здоровья заключила договор на оказание услуг, входящих в пакет, определенный государством как бесплатные. Это же касается и госпитализации. Некоторые наши пациенты уже обратились за медицинской помощью в областной центр и в столицу. Если же говорить о Каменском, то вся информация о том, куда и к кому можно обратиться за специализированной медицинской помощью в нашем городе, есть в регистратуре. Кстати, к профильным специалистам, работающим в ЦМПСП № 1, обращаются жители правого берега и других районов области. И мы в этом заинтересованы, поскольку за оказанную услугу Национальная служба здоровья произведет оплату (то есть, деньги придут за пациентом).

Корр.: - И последний на сегодня вопрос. Как быть, если деньги, предназначенные для оказания гарантированного пакета медицинских услуг данному пациенту закончились, а до выздоровления далеко?

Л.А. Полюлях:- Такого просто не может быть, фиксированная сумма, о которой говорилось выше, определяется при заключении, либо продлении договора между врачом и пациентом. А дальше работает солидарный принцип. Кто-то вообще не обращается за медицинской помощью, а кому-то она необходима. …

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

Вроде бы, государство у нас одно, но даже в пределах одного города, ситуация с организацией медобслуживания, мягко говоря разная. Если ваш семейный врач находится не в самом здании ЦМПСП, то не сложная на первый взгляд процедура консультативной помощи у профильного доктора, может занять ни один день. О том, как внедряется диджитализа́ция, функционирует интернет,  обслуживаются оргтехника в амбулаториях семейной медицины – тема отдельного разговора. В итоге, никто не даст гарантии, что семейный врач оформит электронный талон в тот день, когда вы за ним пришли. В регистратуру Центра, где вас могут проконсультировать, еще нужно дозвониться и не факт что вас запишут на ближайшее время. Не исключено, что придется в назначенный регистратурой день, скажем, в четверг (причем, только в четверг) добираться спозаранку в другой конец города чтобы, предъявив консультативный талон, взять талон, непосредственно на прием. Потом снова нужно, отложив все дела, в указанный в талоне день и час прибыть в ЦМПСП. И опять-таки, никто не гарантирует, что время, указанное в талоне хотя бы приблизительно совпадет с реальностью. Ведь кроме плановых, у врача могут быть несколько ургентных пациентов. Получение консультативного талона, когда промедление чревато необратимыми последствиями, тоже отдельная тема. … А теперь давайте подумаем, какой способ попасть к врачу больше подходит именно для вас - по консультативному талону, или сразу по кошельку?

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых