Если коллектор угрожает, он нарушает законодательство

10:30, 16 сен 2020 , Новости Каменского
Если коллектор угрожает, он нарушает законодательство

Национальный банк ответил, как защититься, когда коллекторы угрожают или навязчиво звонят по телефону из-за просроченного кредита соседа.

Если вам поступают звонки или письма относительно кредита, который вы не брали и по которому не выступали в качестве поручителя, можно говорить о нарушении Закона "О защите персональных данных". Номер телефона человека и его домашний адрес - это конфиденциальные данные. Финансовая компания и коллектор не имеют права на их обработку без согласия владельца.

Такие методы работы коллекторов как угрозы, круглосуточные звонки должнику и членам семьи, использование ругательных слов в сообщениях, распространение обидчивых фотоколлажей и тому подобное нарушают ряд стати Конституции (статьи 3, 21, 22 и 32), Гражданского кодекса (статьи 3, 291, 301, 302 и 308), Уголовного кодекса (статья 182).

Если коллектор угрожает принудительно взыскать долг, то он вводит человека в заблуждение. Только органы Государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность, придерживаясь официальных процедур, предусмотренных Законом "Об исполнительном производстве". Коллекторские компании имеют право только информировать должника или поручителя по кредиту о наличии долга.

Как себя защитить?

1. Нужно узнать название коллекторской компании, представители которой вам звонят по телефону. Если кредит никоим образом вас не касается, стоит объяснить ситуацию и попросить прекратить звонки.

2. Если вам продолжают звонить по телефону относительно кредита, который вас не касается, обратитесь с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, а также в контактный центр Нацбанка по телефону 0 800 505 240. Также стоит обратиться к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека или в суд. Ведь именно они контролируют соблюдение законодательства о защите персональных данных.

3. Если коллекторы угрожают, нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы.

Национальный банк приобщился к разработке законопроекта, над которым работает профильный комитет Верховной Рады, который должен четко определить правила работы коллекторов, запретить неэтичное поведение и установить санкции за нарушение. Среди главных изменений, которые предлагаются:

  • банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора должны предупреждать клиента о привлечении коллектора в случае просрочки по кредиту;
  • коллекторы будут обязаны придерживаться требований этичного поведения;
  • Национальный банк будет вести реестр коллекторов;
  • банки и финансовые компании будут контролировать поведение привлеченных ими коллекторов, а также будут обязываться уведомлять Нацбанк о заключенных соглашениях с коллекторами.

 

Как обжаловать действия и бездействия субъектов властных полномочий

Павел Верезуб

Нередко вследствие решений, действий или бездеятельности органов государственной власти и местного самоуправления нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий и организаций.

Законных способов защиты нарушенных таким образом прав не так уж много.

Одним из способов является обжалование неправомерных решений, действий и бездеятельности органов, имеющих властные полномочия.

Законодательством Украины предусмотрено право лица, чьи права нарушены, выбирать способ защиты. Это может быть обращение в вышестоящий по ведомственной подчиненности орган или к должностному лицу либо обращение в суд. При этом подача жалобы в вышестоящие органы не лишает лицо права обращения в суд.

В соответствии со статьей 55 Конституции, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Но важно ещё правильно выбрать тот судебный орган, куда следует обращаться.

Так, в частности, выбор судебного органа зависит от предмета спорных правоотношений. На юридическом языке это означает что нужно определится с предметной юрисдикцией.

 

Предметная юрисдикция

Споры, связанные с обжалованием решений действий или бездействия органов власти, могут рассматриваться судами общей или административной юрисдикции.

             Суды общей юрисдикции рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых гражданских прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства.

Предметом юрисдикции административных судов являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением субъектом властных полномочий властных управленческих функций. 

Юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен иной порядок судебного производства;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;

4) споры, возникающие по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;

5) по обращению субъекта властных полномочий в случаях, когда право обращения в суд для решения публично-правового спора предоставлено такому субъекту законом;

6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума;

7) споры физических или юридических лиц с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездействия в части доступа к публичной информации;

8) споры об изъятии или принудительного отчуждения имущества для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости;

9) споры об обжаловании решений аттестационных, конкурсных, медико-социальных экспертных комиссий и других подобных органов, решения которых обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, других лиц;

10) споры по формированию состава государственных органов, органов местного самоуправления, избрания, назначения, освобождения их должностных лиц;

11) споры физических или юридических лиц относительно обжалования решений, действий или бездействия государственного заказчика в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "Об оборонных закупках", кроме споров, связанных с заключением государственного контракта (договора) о закупке с победителем упрощенных торгов с применением электронной системы закупок и упрощенного отбора без применения электронной системы закупок, а также изменением, расторжением и исполнением государственных контрактов (договоров) о закупке;

12) споры об обжаловании решений, действий или бездействия органов охраны государственной границы по делам о правонарушениях, предусмотренных Законом Украины "Об ответственности перевозчиков при осуществлении международных пассажирских перевозок";

13) споры об обжаловании решений Национальной комиссии по реабилитации в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов".

14) споры с субъектами властных полномочий по поводу проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства;

15) споры, возникающим в связи с объявлением, проведением и/или определением результатов конкурса по определению частного партнера и концессионного конкурса.

Предметная юрисдикция административных судов имеет определённые разграничения.

Отдельные споры рассматриваются местными судами как судами административной юрисдикции.

Местным общим судам как административным судам подсудны:

1) административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности;

2) административные дела, связанные с избирательным процессом или процессом референдума, относительно:

обжалования решений, действий или бездействия участковых избирательных комиссий, участковых комиссий по референдуму, членов этих комиссий;

уточнения списка избирателей;

обжалование действий или бездействия средств массовой информации, информационных агентств, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации и информационных агентств, нарушающих законодательство о выборах и референдуме;

обжалование действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового совета, кандидатов на должность сельского, поселкового головы, их доверенных лиц;

3) административные дела, связанные с пребыванием иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, относительно:

принудительного возвращения в страну происхождения или третью страну иностранцев и лиц без гражданства;

принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины;

задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью их идентификации и (или) обеспечения принудительного выдворения за пределы территории Украины;

продлении срока задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью их идентификации и (или) обеспечения принудительного выдворения за пределы территории Украины;

задержания иностранцев или лиц без гражданства к решению вопроса о признании их беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите в Украине;

задержания иностранцев или лиц без гражданства с целью обеспечения их передачи в соответствии с международными договорами Украины о ремиссии;

4) административные дела по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы относительно выполнения ими решений судов по делам, определенных пунктами 1-3 части первой настоящей статьи;

5) административные дела по обжалованию решений Национальной комиссии по реабилитации в правоотношениях, возникших на основании Закона Украины "О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов".

Кроме выбора судебного органа, правильно определённая предметная юрисдикция позволит более грамотно ориентироваться в процессуальном законодательстве и не пропустить сроки обращения в суд.

Конечно, определиться с юрисдикцией непросто даже опытному юристу. Тем более, что кроме предметной юрисдикции существуют ещё и территориальная, инстанционная, исключительная и пр.

Но участившиеся в последнее время обращения юридических и физических лиц по поводу неправомерных действий «властьимущих» и потребность украинских граждан в грамотной защите своих прав, определили тему разговора, в котором я попытался дать доступный «ликбез».

 И всё же лучше обратится к юристу.     

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых