По талонам или по очереди?

08:30, 28 окт 2020 , Новости Каменского
По талонам или по очереди?

- Недавно побывала на приеме в нашей амбулатории семейной медицины,- делится впечатлениями на своей страничке в «Facebook» Светлана. – И хотя я обратилась в регистратуру в понедельник, к врачу удалось попасть только во вторую половину дня в пятницу. Поскольку мой семейный доктор на больничном, мне выдали талон к другому врачу.

Прихожу на указанное в талоне время. Под кабинетом вижу кучу людей. Все в масках, но какая там дистанция в узком коридоре… Вопрошаю: у меня талон на 14.40, за кем я буду? Молчание. Или глухие, или немые. После повторных вопросов выясняется, что талонов ни у кого нет, На мое заявление, что типа я - перед вами всеми, слышится буря возмущений. Суть одна - давно здесь сидим. Смиряюсь и сажусь тоже. Рядом кашляющая и чихающая тетка сообщает по телефону кому-то, что у нее температура, и она сидит здесь с часу дня, вот-вот коньки откинет. Услышав такое, я ловлю за халат вышедшую из кабинета медсестру, пытаясь объяснить, что у меня талон на 14.40. …

Знакомая картина, не правда ли? Такой историей разве что, с несущественными вариациями, делятся друг с другом многие, кому в последнее время довелось обращаться к докторам. А вот почему так происходит и можно ли как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, давайте попробуем разобраться.

ОНИ ОБЕЩАЮТ ЛЕЧИТЬ, ИМ ОБЕЩАЮТ ПЛАТИТЬ

Одна из целей пресловутой медреформы - преобразовать лечебные учреждения в предприятия по оказанию медицинских услуг. А медики, по выражению реформаторов, перестают быть просто врачами, а становятся предпринимателями, оказывающими услуги. (Чем больше пациентов придут в больницу и получат медпомощь, тем больше заработают врачи).

На практике это выглядит так. Когда выбравший доктора пациент заключает с ним договор, на счет амбулатории семейной медицины поступает некая сумма, часть из которой идет на зарплату медиков. То есть, если у данного врача никто лечиться не хочет, то и зарабатывать он ничего не будет.

Вроде бы все красиво и понятно. Но есть один важный нюанс. Реформаторы не скрывают, чтобы зарплата медработников была хоть более-менее адекватной, семейный доктор должен обслуживать не менее двух тысяч пациентов.

Теперь давайте посчитаем. Согласно календарю, в 2020-м году 251 рабочий день. Значит, для того чтобы на приеме у семейного врача каждый из его подопечных побывал хотя бы раз в году, ежедневно доктор должен принимать по 8-10 человек. Добавьте к этому пациентов отсутствующих коллег. Катастрофическая нехватка медиков – тема отдельная и больная.

А ведь семейный врач должен не только лечить тех, кто уже заболел, но и заниматься профилактикой. То есть, у каждого своего подопечного семейный медик должен не просто выявить проблему на самой ранней стадии, а обратить его внимание на то, чего еще нет, но может случиться. Понятно, что при такой постановке задач встречи врачи и пациента должны быть регулярными даже тогда, когда человек ни на что не жалуется. А сколько времени и внимания нужно уделять тому, кто болеет? А тому, кто болеет долго и тяжко?

ДАЙТЕ МНЕ ТАЛОН, ЧТОБЫ Я ВЗЯЛ ТАЛОН

А еще, согласно требованиям медреформы наших терапевтов и педиатров превратили в специалистов широкого профиля. Теперь они должны разбираться во всем, от артрита и коньюктивита, до геморроя и гайморита. Правда, если семейный врач не справляется или сомневается, он всегда может направить пациента на консультацию к профильному специалисту. Однако для того чтобы пациент получил такую консультацию, он должен взять талон к своему семейному врачу, который выдаст электронный талон к профильному доктору. Но прежде чем выдать такой талон, семейный врач обязан направить пациента на анализы и другие диагностические обследования, с результатами которых снова предстоит взять талон, чтобы встретиться с семейным медиком. Дальше - два варианта. Либо проконсультированный пациент возвращается лечиться к своему семейному доктору, либо его посылают за очередным электронным талоном. Теперь хирург, невропатолог, лор, тоже не просто врачи, а предприниматели, оказывающие услуги. Их зарплата тоже зависит от количества пациентов побывавших на приеме.

Сам процесс выдачи заветного талона тоже далеко не всегда проходит без экстрима. О том, как в амбулаториях семейной медицины функционирует интернет, обслуживаются оргтехника и как обучают новым информационным технологиям – тема отдельного разговора. В итоге несложная на первый взгляд процедура оформления электронного документа может занять ни один час и даже ни один день. А пока интернет зависает, старый комп глючит, а доктор, нажавший не ту кнопку, ждет помощи продвинутой медсестры из соседнего кабинета, люди в коридоре спорят, кому переступить заветный порог раньше, тому, кто уже устал ждать или тому, кто пришел на свое время с талоном.

 ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ

Ситуация с коронавирусом - отдельная «песня о главном». (Добавьте к ней, по меньшей мере, 4 штамма гриппа, гуляющим по нашим городам и селам). И хотя нас постоянно призывают не ходить с температурой и соплями в больницу, а звонить своему семейному врачу, мы все равно идем, часами высиживаем в очереди, чихая и кашляя, заражая и заражаясь. …

И дело здесь не только в нашей несознательности. Просто ответьте самому себе, вы знаете телефон своего семейного врача? А если даже у вас заветный номерок имеется, вы уверены, что доктор узнает вас по телефону, не имея под рукой медицинской карты, вспомнит особенности вашего состояния здоровья и даст рекомендации, полезные лично вам? А если вас все же идентифицировали верно, вам кто-то разъяснил, когда именно можно набирать заветный номер? Ведь если доктор ведет прием пациентов, или занят другой важной работой, вряд ли он сможет вникнуть в суть того, о чем вы хотите спросить.

Если вы знаете ответы на подобные вопросы, значит, с семейным врачом вам повезло. А может быть вам, и вашим соседям повезло с руководством лечебного учреждения. Вроде бы, государство у нас одно, но даже в пределах одного города, ситуация с организацией медицинской помощи, мягко говоря разная.

БЕСЦЕННЫЙ КАПИТАЛ, КОТОРЫЙ МЫ НЕ ЦЕНИМ

Но «вешать всех собак» только на медреформу тоже нельзя. Давайте признаемся честно, сколько времени и внимания мы уделяем собственному здоровью и когда мы о нем вспоминаем? Когда произносим тосты и пожелания? Или когда прикрутило так, что дальше некуда? А чуть-чуть полегчало, куда деваются наши клятвенные обещания делать зарядку, ложиться вовремя, правильно питаться, гулять перед сном, делать перерывы в работе, дать глазам и мозгам отдохнуть от соцсетей? А как мы лечимся, если заболели? Сначала ждем и надеемся, что само пройдет? Не проходит? Тогда на помощь приходят «советы из интернета» телереклама, рекомендации «компетентных» друзей и знакомых. Опять не помогло? Идем в аптеку, потом в другую. Где то на пути встречаем распространителей биодобавок, магов, целителей... И только когда окончательно понимаем: «Это все! тупик! приплыли!» идем к врачу. Конечно, можно и в частную клинику обратиться. Но если «финансы поют романсы» либо лечиться нужно долго и дорого, берем талон к своему эскулапу, либо смиренно спрашиваем: «За кем я буду?». С первых минут нашей встречи, доктор хватается за голову, соображая, кого из коллег, в первую очередь, подключить к консилиуму. А за дверью томится еще с десяток его подопечных.

ТАК ПО ТАЛОНАМ, ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ПО ОЧЕРЕДИ?

По сути, система выдачи талонов как раз и была создана для того, чтобы избавить людей от бесцельного ожидания в очереди. И хотя данные правила всем давно и хорошо известны, почти всегда находятся те, кто стремится установить свои, удобные для себя любимого. Не так уж и редко у входа в заветную дверь появляются те, кому «только спросить», а также те, кто никого, не спрашивая, просто входят, и те, кого заводят (сотрудники больницы и др.).

Автор поста, осознавшая, чем для нее может закончиться дальнейшее нахождение в опасной для здоровья атмосфере, поступила согласно существующим правилам. Она проинформировала медработников о своем законном праве войти в кабинет врача согласно времени, указанном на талоне. И в 90% из 100, те, кто наделен правом следить за соблюдением порядка, принимают меры, чтобы этот самый порядок не нарушался. Если же на месте конфликт урегулировать не получилось, в любом учреждении, в том числе и в лечебном, есть должностные лица, к которым следует обратиться, вышестоящие органы, «горячие линии».

Ну а если перспектива стать участником конфликта, либо мысль «что обо мне подумают», пугает больше, чем напрасная потеря времени и возможность потерять остатки здоровья, тогда безропотно принимайте чужие правила. Выбор за вами.

Татьяна Радзиевская

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых