Слишком дорогая хорошая жизнь

08:00, 24 фев 2021 , Новости Каменского
Слишком дорогая хорошая жизнь

Ежедневно через подконтрольные и оплаченные народными деньгами СМИ городская власть Каменского рассказывает, как чиновники улучшают жизнь горожан. Но при этом городские менеджеры помалкивают в ответ на законный вопрос: не слишком ли дорого стоит горожанам эти «улучшения»?..

От «своих» - дороже?

Сотню кроватей для городской больницы №7 купила городская власть Каменского за деньги из бюджета города. Об этом, как об очередном достижении городского менеджмента в области улучшения качества медицинских услуг в Каменском рассказали все городские СМИ, подконтрольные менеджерам.

А через несколько дней разразился скандал. В социальных сетях появилась и стала быстро тиражироваться информация о том, что городская власть купила эти кровати слишком дорого. В доказательство были предъявлены факты, что такие же на вид кровати можно купить гораздо дешевле, чем 5 тысяч гривен за штуку, как это сделал город.

Поставщиком скандальных кроватей был назван некий ФОП Толкунов. Зарегистрирован предпринимателем в конце июля 2020года. Уже через чуть больше месяц выиграл тендер на поставку операционного оборудования в 9-ю больницу на сумму 4,4 миллиона гривен. И с тех пор стал выигрывать поставки в больницы на миллионы бюджетных гривен.

По информации активистов, удачливый подрядчик попутно является учредителем фирмы из сферы влияния еще одного известного в городе бизнесмена, инвестора и мецената Александра Иванова  -  связанного с децентрализацией отопления в Каменском.

Таким образом, в городе разгорелся очередной скандал из-за того, что городские управляющие сделали очередное «улучшение» жизни работодателей за подозрительно высокую цену.

на фото: Как вам, дорогие читатели, больничные кровати по 5000грн. и тумбочки по 4400грн за штуку?

Снова о «тендерной мафии»

«Неплохо кладем в карман и на совесть!» - комментируют горожане действия менеджеров по освоению общественных денег.

Давайте, дорогие читатели, попробуем разобраться: так в чем же таком нехорошем и непорядочном упрекают жители-работодатели выбранных управляющих, когда говорят о «распиле» бюджета, «откатах» на городских тендерах и прочих подобных проделках?

Вероятно, многие читатели слышали отдающее мрачной романтикой словосочетание «тендерная мафия»? Так вот: о том, как она появляется и действует, газета «Событие» сейчас попробует вам рассказать. Упрощенно, конечно, буквально «на пальцах».

Итак, неравнодушные читатели уже знают: самые дорогостоящие работы и услуги городская власть закупает через тендерные процедуры. Тендер – это такой конкурс, где производители работ предлагают городу свои услуги. А город, в лице чиновников соответствующего по профилю департамента или управления, выбирает оптимальные предложения. Любой хозяин понимает, что такое «оптимальное предложение» на рынке: это когда цена и качество работ или услуг потребителя устраивают, и личность будущего подрядчика не вызывает подозрений и сомнений.

Чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, чиновники – организаторы тендера, выдвигают претендентам ряд условий как к предприятию-участнику, так и к заказываемым товарам/услугам.

Те участники, которые выдвинутым условиям не соответствуют – к конкурсу не допускаются.

В тендере побеждает тот претендент, кто предложит за оговоренное в технических условиях количество работ или услуг самую выгодную для бюджета цену. То есть, побеждает самое дешевое предложение при соблюдении технических условий задания. Теоретически…

Как уже догадался проницательный читатель, загвоздка здесь как раз в тех самых условиях конкурса, которые пишутся организаторами тендера. Их можно написать так, что соответствовать всем требованиям будут только определенные участники – как правило, «свои».

В качестве примера вспомним, как в 2019 году город покупал автобусы «Атаман». Тогда тоже был объявлен тендер. Предприятие «Эталон Авто» тоже хотело представить на тендер продукцию Черниговского автозавода - 70-местный автобус со специальным устройством для погрузки малоподвижных людей. Но автобус оказался длиннее на 0,5 метра чем 9 метров, указанные как ограничение в условиях тендера.

«В вашем тендере написаны такие условия, что отсекают возможности в них участвовать», - рассказал тогда представитель автопроизводителя. Поэтому «Эталон Авто» обратился в Антимонопольный комитет Украины с жалобой.

Но потом были введены ограничения по объему двигателя, которые отсекли еще одного претендента на участие в конкурсе. Это завод ЗАЗ с 60-местным низкопольным автобусом. А еще есть ограничение по длине автобуса - 9 метров, которое не позволяет участвовать в конкурсе и 9,5 метровые «Эталоны». «Получается, что по вашим условиям тендера подходит лишь один вариант, - рассуждал представитель «Эталона». – Я не оцениваю, но выглядит так, как будто условия написаны под определенного участника тендера…»

На дискриминацию при организации тендера в апреле 2019 года жаловался и ЗАЗ. Вот что тогда об этом рассказал Вячеслав Сливка, представитель торгового предприятия «Автек», продающего автобусы Запорожского автозавода: «Нам еще в марте неофициально сказали, что все уже выбрано и пытаться конкурировать бесполезно.

В итоге город купил автобусы «Атаман» из Черкасс. Благодаря частным автоперевозчикам, наводнившим город комфортабельными большими автобусами иностранного производства, пассажиры Каменского теперь могут оценить, насколько эффективным оказался городской тендер. Вот участникам конкурса нельзя было предлагать автобусы длиннее 9 метров, а частные перевозчики поставили на маршруты 12-13-метровые машины – и ничего, никому не мешают на дорогах, никто не жалуется!..

 

Ты мне – я тебе

Газета «Событие» достаточно много писала о странностях тендерных процедур в Каменском. Например, о конкурсах, в которых и победитель, и побежденный, связаны с одними и теми же людьми. О сериях конкурсов, в которых пара постоянных участников меняется ролями – то один победит, то второй. О тендерах, участники которых, имея всего 500-1000 гривен уставного фонда, получали подряды на десятки миллионов гривен бюджетных денег… Писали о победителях многомиллионных тендеров, которые после получения денег исчезали, не доделав работу.

Недавний яркий пример – обрушение части фасада школы №20, случившееся летом 2019 года. Как заявили менеджеры на основании результатов проведенной за наши деньги экспертизы, виноват тот, кто ремонтировал школьную крышу до обрушения. Только вот найти подрядчика, выполнявшего тогда работы за народные деньги, городская власть так и не смогла. А ведь этот подрядчик тоже в свое время выиграл конкурс-тендер, объявленный департаментом ЖКХ и капитального строительства Каменского!..

Сколько раз газета «Событие» писала о том, что расценки на предлагаемые по конкурсу работы/услуги завышены! То электрооборгевательные панели менеджеры покупают втридорога, то видеокамеры для уличного наблюдения…

Политики и общественные активисты кричали о нарушениях тендерной процедуры и антимонопольного законодательства, писали обращения в правоохранительные органы – и ничего! Правоохранительные органы так и не сообщили гражданам, на деньги которых они живут, о результатах расследований в мутной сфере городских конкурсов.

Ежегодно городские менеджеры выделяют из бюджета сотни тысяч, а то и миллионы гривен «на помощь» полиции и СБУ. Откупаются нашими деньгами от возможных претензий? Естественно, в такой ситуации правоохранители будут расследовать так, чтобы не потревожить своих «благодетелей»!

«Тендерная мафия», как и любая другая организованная «теневая» схема, работает благодаря принципу «круговой поруки»: ты - мне, я – тебе. Организаторы конкурса устраивают все так, чтобы победил «свой» претендент на получение подряда. В ответ подрядчик «откатывает» менеджерам часть полученной за работу или услугу суммы. Например, в тендерной документации сказано, что подрядчик предоставляет электронагревательные панели по 2 тысячи гривен за штуку. Подрядчик на самом деле покупает эти приборы вдвое дешевле, а разницу подрядчик делит с менеджерами – организаторами тендера. Вот так примерно происходит «распил» бюджета с предоставлением «отката» распорядителям бюджетных средств.

По неофициальной информации, за последние 5 лет управления городом доля «отката» выросла с 20 до 50% от суммы тендерного предложения. «Раньше такого себе никто не позволял!..» - удивляются бывшие чиновники и опытные работники жилищно-коммунальной сферы.

Другой принцип работы «пилильщиков» бюджета – жирная рыба ловится в мутной воде. Тендерные предложения и сметно-проектная документация на заказанные работы готовится так, чтобы никто посторонний не мог в них разобраться и сказать: вот эта закупка проводится по справедливой цене, а эти работы – по завышенным расценкам. Менеджеры, когда им тычут в лицо фактами о завышении цен в сметах, отбиваются именно таким аргументом.

Есть, мол, в Украине такой государственный орган – Государственная инвестиционная экспертиза. Каждый проект работ, заявленных на тендер, должен пройти эту самую госинвестэкспертизу. Если не пройдет – финансировать такие работы из бюджета будет незаконно. Так вот, госинвестэкспертиза диктует, по какой формуле считать смету работ. При подсчетах по этой хитрой формуле, как утверждают городские чиновники, как раз и получаются такие суммы, которые потом заявляются на тендер. То есть государственные менеджеры тоже хотят быть «в доле» при освоении народных денег. Как минимум, стараются не мешать коллегам-менеджерам «внизу» зарабатывать свою долю на «откатах». Вероятно, часть «откаченных» денег поступает именно туда – «наверх», чтобы государственные чиновники, как и полицейские, не видели происходящего на местах «распила» народных средств.

Еще один базовый принцип функционирования «тендерной мафии» гласит: деньги любят тишину! А то вдруг, к примеру, депутаты городского совета станут интересоваться тем, куда идут городские деньги? И начнут с тендеров: захотят посмотреть их условия, познакомиться с расценками… В конце-концов, если легендарная формула Укринвестэкспертизы так завышает сметную стоимость проектов – может быть, ее стоит отменить? Собрались бы депутаты городского совета и потребовали от своих партийных коллег в Верховной Раде: пусть отменят формулу, которая работает на «распилы» и «откаты»! Тем более что у нас мэр – крупная фигура в Ассоциации городов Украины.

Но депутаты в Каменском, как и в Днепродзержинске, этого не делали и не делают. И вообще, кроме общих и отдаленных выкриков «Ой, пилят!.. Ай, откатывают!..», никакого конкретного внимания к делам «тендерной мафии» не привлекается. Участники, проигравшие тендеры, помалкивают – надеются попасть в субподряд к победителям. Общественным активистам городские управляющие отвечают в том духе, что из-за карантина они не могут предоставить интересующую работодателей информацию. В результате вокруг денег, выводимых из бюджета через «своих» подрядчиков, сохраняется достаточно мутная тишина.

на фото: Потоп на пешеходном переходе через улицу Медицинскую – наглядная иллюстрация того, как нанятые городской властью подрядчики осваивают народные деньги в мутной тишине. Переход построен так, что его заливает водой после дождя или таяния снега. Сделано это безобразие перед зданием горсовета, буквально на глазах городской власти Каменского во главе с бывалым специалистом в области ЖКХ Андреем Белоусовым.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых