Недостоверная информация о товаре или ненадлежащее качество продукции?

20:35, 17 сен 2019 , Новости Каменского

 

 

Павел Верезуб

«Я часто езжу в командировки и для меня очень важной характеристикой моего мобильного телефона является длительность заряда аккумуляторной батареи. При покупке нового телефона продавец меня уверял, что батарея будет держать заряд не менее десяти часов. Но при эксплуатации телефона выяснилось, что батарея реально держит заряд меньше трёх часов даже если я телефоном активно не пользуюсь. Я обратился в магазин с просьбой вернуть мне деньги за купленный телефон, а мне ответили, что необходима диагностика в сервисном центре. Что делать в таком случае?
Дмитрий Г.»

Отношения, о которых идёт речь в вопросе читателя нашей газеты, регулируются гражданским законодательством Украины. Но основным нормативно-правовым актом, который обеспечивает защиту покупателя товара, является Закон Украины «О защите прав потребителей».
Прежде всего, не лишним будет напомнить базовые права потребителей, которые определены ст. 4 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Потребитель имеет право на:
1) защиту своих прав государством;
2) надлежащее качество продукции и обслуживания;
3) безопасность продукции;
4) необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию на государственном языке о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, ее изготовителе (исполнителе, продавце) в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного";
4-1) обслуживание государственным языком в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного";
5) возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом;
6) обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;
7) объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).
Потребители также имеют другие права, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Что должна содержать информация о товаре
Очень важным является право покупателя на получение необходимой, своевременной, доступной и, конечно, достоверной информации о приобретаемом товаре.
Информация о товаре должна содержать:
- название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;
- данные об основных свойствах товара, номинальное количество (массу, объем и т.п.), условия использования;
- сведения о содержании вредных для здоровья веществ, установленные нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами;
- отметку о наличии в составе товара генетически модифицированных организмов;
- данные о цене (тариф), условия и правила приобретения продукции;
- дату изготовления;
- сведения об условиях хранения;
- гарантийные обязательства производителя (исполнителя);
- правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
- срок годности (срок службы) товара (результатов работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
- наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также производит ремонт и техническое обслуживания.
Обязанность в предоставлении такой информации и ответственность за её достоверность возлагается на продавца.
Такая информация может быть предоставлена в техническом паспорте на продаваемое изделие или в других, прилагаемых к товару документах.
Обращаю внимание на обязанности продавца информировать о гарантийных обязательствах и предоставлению исчерпывающей информации о предприятиях, которые осуществляют функции по принятию претензий от потребителя, а также производят ремонт и техническое обслуживания в случае приобретения товара ненадлежащего качества.

Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества
Многим известно право покупателя на обмен товара или возврат денег даже при приобретении товара надлежащего качества. Просто, если товар «не подошёл».
Это право предусматривает статья 9 Закона Украины «О защите прав потребителей». Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом. Если покупка техники осуществлена в интернет-магазине, то гарантия начинает действовать с момента доставки товара покупателю.
Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:
1. пропорционального уменьшения цены;
2. безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
3. возмещение расходов на устранение недостатков товара.
В случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
1. расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы;
2. замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.
При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения потребности в проверке качества - в течение четырнадцати дней или по договоренности сторон.
Таким образом, отвечая на вопрос читателя, если после покупки телефона прошло более четырнадцати дней, следует обратиться к продавцу или указанному продавцом предприятию с заявлением о выявлении ненадлежащего качества купленного товара.
В этом случае может возникнуть необходимость проведения диагностики или экспертизы, что должно проводиться за счёт продавца. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя.
Если результаты экспертизы не удовлетворят покупателя, он может провести независимую экспертизу товара. Такая экспертиза уже проводится за счёт покупателя, но если её результаты будут в пользу покупателя, то продавец товара обязан будет возместить расходы.
Следует отметить, что указанные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если продавец (производитель) докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя.

Правовые последствия недостоверной рекламы
Если же выяснится, что продавец при продаже товара сообщил покупателю сведения о товаре не соответствующие действительности относительно свойств, качеств, характеристик товара, возможности доставки, гарантийного ремонта (недостоверная реклама), то последствиями могут быть не только признание договора купли-продажи недействительным, что повлечёт возврат денег, но и привлечение продавца товара к административной ответственности (ст. 156-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях) и обязательству возместить причинённый ущерб.

На изображении может находиться: текст

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых