Христианские корни современного права

15:00, 5 май 2021 , Новости Каменского
Христианские корни современного права

«Невозможно правильно править миром без Бога и Библии» Джордж Вашингтон

Обращение читательницы в газету было связано с тем, что её начальник постоянно допускает прилюдные оскорбления в сторону подчинённых. Такое поведение «боса» чаще всего приобретает форму эмоционального насилия. 

К сожалению, нашим согражданам к унижению их человеческого достоинства не привыкать. Это может иметь различные формы: проживание на оскорбительный прожиточный минимум, невозможность найти достойную работу, принуждение платить за невыполняемые коммунальные услуги и прочее.

Хамство со стороны начальников-самодуров является приложением к перечисленному.

Одной из основных причин такого поведения беспардонных хамов является уверенность в своей безнаказанности.

В ходе проведенной в Украине уголовно-правовой реформы, была декриминализована статья, предусматривающая уголовную ответственность за такое общественно опасное деяние, как оскорб­ление человека. Более того, в Украине практически отсутствуют эффективные правовые механизмы привлечения к ответственности за унижение человеческого достоинства.

И это в государстве, в котором честь и достоинство человека провозглашены Конституцией как наивысшие социальные ценности.

При недостаточности юридических рычагов, позволяющих отстаивать основные человеческие блага, остаётся поговорить о законах естественных, которые определяют саму природу человеческих взаимоотношений.

Особенно об этом хочется поговорить, когда весь христианский люд отмечает самый большой библейский праздник.

Фундамент прав человека

Фундаментом правовых норм, основанных на религиозно-нравственных ценностях христианства является, прежде всего, право на защиту чести и достоинства человека.

Если защищено достоинство, то все прочие права защищены уже сами по себе, как производные от него. Потому право на защиту чести и достоинства человека стало доминирующим в конституциях большинства стран.

Первая же статья Всеобщей декларации прав человека фиксирует, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

В статье 3 Конституции Украины закреплено, что человек, его здоровье и жизнь человека, его честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность являются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Статьёй 21 Конституции Украины задекларировано, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.

Для обеспечения прав и свобод человека юридическими нормами должны быть определены рамки, за пределы которых никто не может переходить под угрозой ответственности, учитывающей значимость статуса охраняемого права.

 

Что же получается в действитель­ности?

В действительности получается, что достоинство и честь человека, провозглашенные Конституцией Украины наивысшей социальной ценностью, практически оказались за пределами сферы правовой защиты.

Действующим Уголовным кодексом Украины ответственность за оскорбление личности предусмотрена лишь в случае, если причиной систематических оскорблений и эмоционального насилия стало доведение человека до самоубийства.

Однако практика привлечения к уголовной ответственности за доведение до самоубийства незначительна, а сложность квалифицирующего состава указанного преступления говорит о том, что вряд ли под силу нынешним «профессионалам» из органов полиции реальное привлечение виновного к ответственности при указанных признаках уголовного правонарушения. Да и случаи доведения до самоубийства наших стрессоустойчивых соотечественников не так уж часты.      

Единственным способом правовой защиты чести и достоинства в Украине остаётся обращение в суд с требованием компенсации за причиненный моральный вред.

            Однако единичные случаи реальной защиты чести и достоинства в судебном порядке - это, скорее, исключение из правил, нежели правило.

Отказ от уголовного преследования за оскорбление человеческого достоинства и перевод механизмов защиты столь существенного человеческого блага в гражданско-правовое русло является проявлением современной философии уголовного права государств англо-американской системы права, в которой честь, достоинство и репутация все чаще воспринимаются как предмет товарно-денежных отношений.

В таком случае честь и достоинство относятся к оценочным категориям.

Но вопрос «сколько может стоить честь или достоинство человека?» звучит как-то не по-христиански.

Достоинство человека, как юридическая категория, в большинстве стран рассматривается как нематериальное благо, а его государственная защита должна заключаться в каре за содеянное.

 Отменив уголовную ответственность за оскорбление человека, украинским законодателем создана несогласованность между конституционными предписаниями и возможностью их реализации.

Как юридическая категория, достоинство человека наполняется конкретным содержанием в зависимости от уровня правовой культуры государства. Можно констатировать, что украинское государство еще не достигло того уровня правовой культуры, при котором оскорбление человека обрело бы статус архаизма.

 

Духовное начало естественных прав

Естественные права человека могут стать основой нормального сосуществования людей лишь в их соотнесенности с духовными ценностями.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что бытовой прагматизм, повседневные заботы, социальная необеспеченность, утрата веры в завтрашний день, недоверие к властям, ущемление достоинства человека и вообще изнурительное постоянство «временных трудностей» зачастую вытесняют на второй план духовные ценности, лишая людей нравственной опоры и основы.

Современный человек, зачастую, живет так, как будто духовный мир, просто не существует.

Особенно этому способствует поведение «безбожников», дорвавшихся до власти.

По-видимому, настало то время, когда следует пересмотреть и попытаться очистить христианские ценности от чуждых христианству примесей, особенно политических наслоений.

В законотворческом процессе в большей степени следует не «творить» законы, а «выявлять» такие правовые нормы, которые действительно смогут обеспечить нормальное сосуществования людей. Примером таких норм являются библейские заповеди.

Кто бы ни был автором библейских установлений — Бог или сама природа, но они не меняются уже на протяжении многих столетий. Соблюдение библейских заповедей является обязательным для нормального функционирования человеческого общежития и оказывают наиболее глубокое и благотворное влияние на устройство общества.

 В этом смысле естественное право стало мерилом прочих законов.

Для признания верховенства естественного права и, прежде всего библейских заповедей, достаточно попросту согласиться с очевидным: если закон на бумаге противоречит естественному закону, он в лучшем случае так и будет оставаться на бумаге, в худшем - может обрести разрушительную силу.

 

Размышления в Светлую седмицу

Защита прав человека, особенно в обществе, где грубо попираются права человека, это дело христианского милосердия, исполнение христианского долга, проявление христианской сущности человека.

В реставрации утраченных духовных ценностей, утраченных связей возможен путь к созданию общества, где будут торжествовать свобода и добрые нравы.

Кто-то скажет, что это «вчерашний день», что «мир слишком изменился», что религиозные основы уже не могут обеспечить торжества соблюдения нравственности.

Это не так. Религиозные духовные основы являются законами естественными. А естественные законы надо соблюдать. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, обрекает себя на смерть. Также все понимают, что не стоит помещать голову в огонь или пытаться дышать под водою.

Нарушения же библейских заповедей не имеют столь очевидного проявления, но последствия их несоблюдения могут иметь куда более разрушительный характер.  

Христианские корни должны быть возвращены в правовые представления современного мира.

Вот к таким размышлениям в Великдень привело обращение нашей читательницы.

А Великдень в своей первооснове – это празднование воскресения природы к новой жизни.

Павел Верезуб

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых