«Бессилие» и «мощь» местного самоуправления

09:00, 19 май 2021 , Новости Каменского
«Бессилие» и «мощь» местного самоуправления

«Я живу на улице Мурахтова. В прошлом номере газеты «Событие» прочитала, что по факту строительства на нашей улице торгового павильона проводится досудебное расследование, в связи с тем, что торговый объект построен на самовольно захваченном земельном участке. Как может подобное допускать городская власть? Могут ли как-то на это повлиять депутаты городского совета? Галина Б.»

Ответить на вопрос читательницы нашей газеты одновременно и просто, и сложно.

            С одной стороны, можно просто перечислить целый ряд законодательных актов, которые предусматривают ответственность органов местного самоуправления за планировку и застройку территорий населённых пунктов, что включает:

1)  прогнозирование развития территорий;

2) обеспечение рационального расселения и определения направлений устойчивого развития территорий;

3)  обоснование распределения земель по целевому назначению;

4) взаимосвязь государственных, общественных и частных интересов при планировании и застройке территорий;

5) определение и рациональное взаимное расположение зон жилой и общественной застройки, производственных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных и других зон и объектов;

6) установление режима застройки территорий, на которых предусмотрено осуществление градостроительной деятельности;

7)  разработка градостроительной и проектной документации, строительство объектов;

8)  реконструкция существующей застройки и территорий;

9) сохранение, создание и восстановление рекреационных, природоохранных, оздоровительных территорий и объектов, ландшафтов, лесов, парков, скверов, отдельных зеленых насаждений;

10) создание и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры;

10-1) создание беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения;

11) проведение мониторинга застройки;

12) ведение градостроительного кадастра;

13) осуществление контроля в сфере градостроительства и пр.

            С другой стороны, сложно объяснить почему всё происходит так, как мы можем это наблюдать на улицах нашего города. Тем более, в условиях ограниченного информирования о градостроительной деятельности со стороны ответственных чиновников.

            Особенно цинично выглядит «дерзкая» застройка центральной части города объектами малой архитектурной формы (МАФами) на фоне борьбы местных коммунальщиков с размещением на «тротуарах» придомовых территорий металлических гаражей (об этом мы писали в одном из предыдущих выпусков газеты).

            Но и этому контрастному парадоксу есть объяснение. Не случайно, как было замечено одним журналистом, что аббревиатура «МАФ» совпадает с корнем слова «мафия».

Пусть попробует среднестатистический житель города, не приближённый к местным управленцам, разместить какой-либо объект малой архитектурной формы не то чтобы в центральной части города, а и на его периферии. И он прочувствует всю «мощь» местного самоуправления. А в вопросах самозахвата территории города со стороны «своих» власть проявляет «бессилие».

 

            Самовольный захват земельного участка

Если торговый павильон на улице, на которой проживает читательница нашей газеты действительно построен без прохождения соответствующей разрешительной процедуры, то это является серьёзным правонарушением, предусматривающим вплоть до уголовной ответственности.    

            Самовольное занятие земельных участков является нарушением земельного законодательства, что предусмотрено статьей 211 Земельного кодекса Украины.

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель», самовольным занятием земельных участков являются любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии соответствующего решения органа исполнительной влас­ти или органа местного самоуправления о его передаче в собственность или предоставление в пользование (аренду), или при отсутствии заключенной сделки касательно такого земельного участка, кроме действий, которые, согласно закону, являются правомерными.

 Действиями, свидетельствующими о фактическом использовании земельного участка, могли, в частности, быть: освоение земельного участка, проведение сельскохозяйственных работ, размещение временных сооружений или строительство капитальных зданий, сооружений или иных объектов недвижимого имущества, ограждение земельного участка, разметка земельного участка под строительство, размещение строительных материалов, монтаж строительных кранов и т.п.

Помимо предусмотренных санкций, следствием самовольного занятия земельного участка, является возврат земельного участка, приведение его в пригодное для использования состояние, снесение расположенных на нем домов, зданий и сооружений.

В соответствии со статьёй 212 Земельного кодекса Украины самовольно занятые земельные участки подлежат возврату собственникам земли или землепользователям. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос домов, зданий и сооружений, осуществляется за счет граждан или юридических лиц, самовольно занявших земельные участки.

 Возврат самовольно занятых земельных участков производится по решению суда.

 

Право депутата местного совета требовать устранения нарушения законности

Ответ на второй вопрос читательницы нашей газеты дает Закон Украины «О статусе депутатов местных советов».  

Депутат местного совета как представитель интересов территориальной общины, избирателей своего избирательного округа в случае выявления нарушения прав и законных интересов граждан или других нарушений законности имеет право требовать прекращения нарушений, а в необходимых случаях обратиться в соответствующие местные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также в правоохранительные и контролирующие органы и их руководителей с требованием принять меры по пресечению нарушений законности.

В случае выявления нарушения законности депутат местного совета имеет право на депутатское обращение к руководителям соответствующих правоохранительных или контролирующих органов.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, объединения граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, к которым обратился депутат местного совета, обязаны немедленно принять меры к устранению нарушения, а в при необходимости - до привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата местного совета.

В случае непринятия соответствующих мер должностные лица местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководители правоохранительных и контролирующих органов, к которым обратился депутат местного совета, несут административную или уголовную ответственность, установленную законом.

Одним из существенных инструментов депутата местного совета, при представлении интересов своих избирателей, является депутатский запрос.

Депутатский запрос - это требование депутата местного совета к должностным лицам совета и его органов, сельского, поселкового, городского головы, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории, а депутата городского ( города областного значения), районного, областного совета - также председателю местной государственной администрации, его заместителей, руководителей отделов и управлений по вопросам, отнесенным к ведению совета.

Депутатский запрос может быть внесен депутатом местного совета или группой депутатов предварительно или на пленарном заседании совета в письменной или устной форме. Запрос подлежит включению в повестку дня пленарного заседания совета.

Депутатский запрос обсуждается в случае необходимости на пленарном заседании местного совета.

Совет может обязать соответствующий орган подать в установленный ею срок отчет о выполнении решения по запросу депутата местного совета.

Орган или должностное лицо, к которым обращено депутатский запрос, обязаны в установленный советом срок дать официальный письменный ответ на него соответствующему совету и депутату местного совета. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрено в установленный советом срок, то орган или должностное лицо обязаны письменно сообщить совету и депутату местного совета, который внес запрос, и предложить другой срок, который не должен превышать один месяц со дня получения запроса. Ответ на запрос в случае необходимости рассматривается на пленарном заседании совета.

По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос совет принимает соответствующее решение.

Следует отметить, что решение вопросов планирования, застройки и благоустройства населённых пунктов относится именно к тем функциям, за выполнение которых чиновники местного самоуправления получают из местного бюджета свои заработные платы. И сравнительно немалые.

Действующее законодательство предусматривает возможность и самих жителей города принимать в этой сфере городской деятельности активное участие. Теоретически, наиболее эффективно такое участие представители территориальной громады могут осуществлять посредством депутатов городского совета.

Решением февральской сессии городского совета за территорией, на которой находится улица Мурахтова, закреплена депутат городского совета от партии «Европейская солидарность» Шкуренко Наталия Юрьевна. Как говорится в этом случае, жителям улицы Мурахтова «и карты в руки».  

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых