Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства
«Как и большинство украинских граждан, достигших предпенсионного возраста, я испытал проблему трудоустройства. Найти работу по специальности было практически нереально. Мне представилась возможность устроится охранником в ТОВ «Рекламно-информационное издательство «Эгрегор».
При принятии на работу меня сразу же попросили написать заявление на увольнение по собственному желанию без проставления даты. Этот парадокс легко объясняется. Работодатель уже при приёме на работу понимал, что предлагаемые им условия работы имеют ряд грубых нарушений трудового законодательства. Если в последствии с моей стороны будут попытки отстоять свои трудовые права и гарантии, написанному мною заявлению об увольнении по собственному желанию будет дан ход.
График работы на новом месте работы предусматривал существенную переработку. После суток дежурства предоставлялось двое суток на отдых, а зачастую и «двое через двое». Таким образом, по сравнению с нормами трудового законодательства переработка в месяц составляла в среднем от 80 до 200 часов.
При этом на предприятии отпуска оформлялись только на бумаге. За пять лет работы я ни разу реально не был в отпуске, не получал отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Больничные и иные социальные гарантии также не предоставлялись.
Многие работники предприятия работают вообще без оформления трудовых отношений. Зарплату получают «в конвертах».
Со временем грубые нарушения трудового законодательства на предприятии стали носить всё более массовый и откровенный характер. После того, как я попытался этому противостоять, меня сначала перестали допускать к рабочему месту, а потом уволили за прогул.
На моё обращение в Управление по вопросам труда Главного управления Гоструда в Днепропетровской области был получен ответ, в котором сообщалось, что по результатам проведённого инспекционного посещения специалистами отдела труда и социально-трудовых отношений Каменского городского совета составлен акт, вынесено предписание на устранение нарушений. Материалы дела переданы на рассмотрения для применения финансовых санкций.
Таким образом, проведённым инспектированием подтверждены факты нарушений трудового законодательства.
На моё обращение в Днепродзержинскую городскую прокуратуру было получено разъяснение, суть которого заключается в том, что рассмотрение вопросов нарушения требований трудового и налогового законодательства не относится к компетенции прокуратуры в соответствии требований ст. 131-1 Конституции Украины, а ч. 3 ст. 2 действующего Закона Украины «О прокуратуре» определяет, что на прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные Конституцией Украины.
Но, насколько мне известно, действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает обязанность прокурора соответственно реагировать на обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения.
В каких нарушениях трудового законодательства могут усматриваться признаки состава уголовного правонарушения?
Лазаренко. Ю. Л.»
В соответствии со статьей 265 Кодекса законов о труде Украины должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
За нарушение трудового законодательства предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая (материальная), финансовая, административная, а также уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены руководители юридических лиц, а также физические лиц-предприниматели, использующие труд наемных лиц.
Так, к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях Украины указанные лица могут быть привлечены за нарушения законодательства о труде, которые не являются грубыми.
Гражданско-правовая ответственность может, например, заключаться в обязанности работодателя, в случае несвоевременного расчёта при увольнении, выплатить работнику среднемесячный заработок за всё время задержки по день фактического расчёта.
Основания для привлечения к финансовой за нарушение трудового законодательства перечислены в ч. 2 ст. 265 действующего Кодекса законов о труде Украины. Финансовая ответственность является самостоятельным видом ответственности и не освобождает от привлечения к другим видам юридической ответственности, в том числе и уголовной.
«Мёртвая» защита трудовых прав
Уголовный кодекс Украины (УКУ) содержит три статьи, которыми предусмотрена уголовная ответственность работодателя за нарушение трудовых прав человека и гражданина: 172 (грубое нарушение законодательства о труде), 173 (грубое нарушение соглашения о труде) и 175 (невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат).
Объектом посягательства указанных преступлений являются трудовые права человека, которые включают право на труд, право на гарантированную заработную плату, право на отдых.
Механизм совершения перечисленных преступлений может провялятся в таких действиях (или бездействии) как незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением им как обличителем о совершении другим лицом коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, других нарушений Закона Украины "О предотвращении коррупции", а также иное грубое нарушение законодательства о труде.
Под иным грубым нарушением законодательства о труде следует понимать любое другое, кроме незаконного увольнения работника, нарушение законодательства о труде, которое существенным образом нарушило или могло нарушить трудовые права человека.
Это может быть: фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора; оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время; невыдачи приказа об увольнении и/или невыдача трудовой книжки лицу, желающему уволиться с работы в установленном законом порядке; незаконные перевод на другую работу или существенное изменение условий труда; непредоставление ежегодного или дополнительного отпуска или систематическое непредоставление выходных дней или перерыва для отдыха и питания; несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда; незаконное привлечение работника к материальной ответственности, нарушение порядка рассмотрения трудовых споров и т.п.
Грубое нарушение соглашения о труде, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением, образует самостоятельный состав преступления, который предусматривает ст. 173 УКУ.
Статья 175 УКУ предусматривает ответственность за безосновательную невыплату заработной платы гражданам более чем за один месяц, совершенную умышленно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности, а также если это деяние было совершено вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы.
Сказать, что рассмотренные нормы уголовного законодательства эффективно действуют, можно только с большой натяжкой. Практика показывает, что скорее, они «мертвые».
Это является одной из основных причин повсеместного, массового нарушения в нашем государстве трудовых прав человека.
К сожалению, мало кто из наших сограждан может похвастаться, что за всю трудовую деятельность их ни разу не вынуждали выполнять работу, не обусловленную трудовым договором, никогда не задерживали заработную плату, не заставляли работать сверхурочно или в выходные дни без соответствующей оплаты.
А ведь все перечисленные ситуации имеют квалифицирующие признаки не просто правонарушений, а преступлений против трудовых прав человека и гражданина.
К своему обращению в редакцию читатель газеты приобщил копии ответов на его обращения в государственные органы, функциональные обязанности которых предусматривают защиту трудовых прав.
В своих ответах государственные органы указывают, что надлежаще защитить конституционные права (на труд, на отдых, на своевременную оплату труда) человека и гражданина им не даёт сама Конституция Украины, в статье 19 которой сказано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий та способом, что предусмотрены Конституцией Украины».
В частности, в своём ответе городская прокуратура разъясняет нашему читателю, что «на прокуратуру не могут возлагаться функции, не предусмотренные Конституцией Украины».
При этом, в функции прокуратуры, закреплённые в Конституции Украины, входит организация и руководство досудебным расследованием в уголовном производстве, а действующее уголовно-процессуальное законодательство обязывает прокурора при выявлении из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.
Недобросовестные работодатели спекулируют на сложившейся в государстве ситуацией с защитой трудовых прав.
Тем более, что в условиях безысходности, в поисках работы люди редко думают о защите своих прав, а потому соглашаются с предложенными противоправными (и даже преступными) условиями труда.
Но наш читатель, «нахлебавшись» горького опыта, решил идти до конца в защите своих трудовых прав. И возможно, эта история ещё будет иметь продолжение на страницах нашей газеты.
Павел Верезуб
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
Топ обсуждаемых
Протягом минулої ночі сили оборони знищили над Дніпропетровщиною два ворожих БпЛА
07:49, 17 янв 2025
09:17, 17 янв 2025
КОММЕНТАРИИ — 0