Законы у нас правильные, но…
Может показаться, что турборежим работы законодательного органа Украины необходим для скорейшего приведения законодательной базы в то состояние, которое позволит правильно урегулировать все проблемные государственные вопросы и, тем самым, их разрешить.
Но я возьму на себя смелость заявить, что в большинстве своём законы у нас правильные.
Вот, например, Основной Закон Украины правильно предусматривает, что в нашем государстве человек, его жизнь, здоровье, достоинство и честь являются наивысшей социальной ценностью.
И для социальной защиты гражданина Украины отечественными законами предусмотрены всевозможные правовые механизмы. А для тех чиновников, которые не обеспечат такую защиту, законами предусмотрена суровая правовая ответственность.
То же можно сказать и о подзаконных нормативно-правовых актах.
Постановление КМУ о теплоснабжении
Возьмём постановление Кабинета Министров Украины № 830 от 21.08.2019 года (далее-Постановление), которое подписал ещё Владимир Гройсман за неделю до своей отставки. Постановлением в очередной раз были утверждены Правила предоставления услуги по снабжению тепловой энергией и типовых договоров о предоставлении услуги по поставке тепловой энергии. Особая теплота и забота правительства о согражданах ощущается в п. 43 Постановления, которым предусмотрены права потребителя. Так потребитель имеет право:
1) своевременно получать услугу надлежащего качества в соответствии с законодательством и договором;
2) без дополнительной оплаты получать от исполнителя информацию о ценах / тарифах, общую стоимость месячного платежа, структуре цены / тарифа, порядок оплаты, нормы потребления и порядок предоставления услуги, а также о ее потребительские свойства;
3) на проверку количества и качества услуги в установленном законодательством порядке;
4) на возмещение убытков, причиненных его имуществу, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления услуги и незаконного проникновения в принадлежащее ему жилье (на другой объект недвижимого имущества);
5) на избрание одного из моделей организации договорных отношений с исполнителем;
6) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении услуги;
7) уменьшение в установленном законодательством порядке размера платы за услугу в случае ее непредоставления, предоставления не в полном объеме или снижения ее качества;
8) получать от исполнителя штраф в размере, определенном законодательством и договором, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
9) без дополнительной оплаты получать от исполнителя или другого уполномоченного на распределение услуги лица детальный расчет распределения объема потребленной услуги между потребителями многоквартирного дома;
10) без дополнительной оплаты получать информацию о проведенных исполнителем начисления платы за услугу (с распределением по периодам и видам начислений) и полученные от потребителя платежи;
11) составлять и подписывать акты-претензии в связи с нарушением порядка предоставления услуги, изменением ее потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
12) в установленном законодательством порядке отключиться от систем (сетей) централизованного теплоснабжения (централизованного отопления)
13) получать перерасчет за потребленную тепловую энергию с учетом осуществленного авансового платежа и показаний узлов учета тепловой энергии в течение одного месяца после окончания отопительного периода;
14) на выбор одного или нескольких источников тепловой энергии или теплоснабжающих организаций, если это возможно по существующим техническим условиям;
15) обращаться в суд в случае нарушения исполнителем условий договора.
Теплом и домашним уютом веет и от следующих норм Постановления:
«…поставка тепловой энергии для нужд централизованного отопления осуществляется в отопительный период.
Решение о начале и окончании отопительного периода принимается органами местного самоуправления с учетом климатических условий согласно строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации тепловых установок и сетей, государственными санитарными нормами и правилами, и другими нормативными документами.
Отопительный период начинается в случае, если в течение трех суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 ° С и ниже, а заканчивается в случае, если в течение трех суток средняя суточная температура наружного воздуха превышает 8 ° С…».
Нормы температуры в помещениях
В предыдущем Постановлении Кабинета Министров Украины, которым были утверждены правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения определялась допустимая температура в помещениях во время отопительного сезона: не ниже 18˚С, а температура в угловой квартире, должна быть не менее 20˚С. Если температура в помещении ниже установленной нормы, то и цена должна быть ниже. Поставщики тепла должны снизить стоимость услуги на 5% за каждый градус отклонения от санитарных норм в пределах от 18 до 12 градусов в жилых помещениях и от 20 до 14 градусов - в угловых комнатах. Если температура в комнате, ниже 12-ти, а в угловых квартирах - ниже 14 градусов, за тепло можно вовсе не платить.
На сегодня основными законодательным актом регулирующий нормы температуры в помещениях является ГОСТ 30494-2011. «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».
Из документа следует, что допустимая норма температуры в квартире должна быть в зимний период от +18°С до +24°С.
В межквартирном коридоре допускается температура не ниже 16°С.
Фиксация отсутствия тепла
Исполнитель услуги обеспечивает соответствие количественных и качественных характеристик услуги установленным нормативам.
В случае непредоставления услуги, предоставление ее не в полном объеме или предоставление услуги несоответствующего качества исполнитель производит перерасчет стоимости услуги в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, а также выплачивает потребителю неустойку (штраф, пеня) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.
Важно зафиксировать отсутствие надлежащей температуры в отапливаемых помещениях.
Это делается в порядке, предусмотренном Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» путём вызова представителя исполнителя услуги.
Представитель исполнитель обязан прибыть на вызов потребителя в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.
По результатам проверки качества предоставления услуги составляется акт-претензия в соответствии с Порядком проведения проверки соответствия качества предоставления некоторых коммунальных услуг и услуг по управлению многоквартирным домом параметрам, предусмотренным договором о предоставлении соответствующих услуг, которое утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2018 N 1145.
В случае неявки представителя исполнителя в установленный срок или необоснованного отказа исполнителя подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем и не менее чем двумя потребителями, которые проживают (находятся) в соседних зданиях (в помещениях - если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю заказным письмом.
Исполнитель в течение пяти рабочих дней со дня получения акта-претензии решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в нем, или выдает (направляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии.
В случае непредоставления исполнителем ответа в установленный срок претензии потребителя считаются признанными таким исполнителем. Исполнитель в срок обязан сообщить потребителю о принятых по результатам удовлетворения его претензии мероприятия.
В любом случае, на руках у потребителя уже есть материалы, с которыми он может обращаться за защитой своих нарушенных прав в компетентные органы.
Надо менять подход
Постоянные читатели нашей газеты возможно обратили внимание на то, что с «обновлением» нормативно-правовой базы, существенных изменений в правоотношениях, связанных с теплоснабжением домов наших соотечественников не происходит. О правовых аспектах этих отношений мы говорим каждый год. Особенно с началом отопительного сезона.
Да и изобретать ничего не надо. Возможно, следует не принимать новые законы, а менять подход к соблюдению уже существующих.
В начале отопительного сезона прошлого года вице-премьер-министр Украины при правительстве Гройсмана Геннадий Зубко пообещал привлечь виновных за срыв отопительного сезона к уголовной ответственности. И статья нашлась в Уголовном кодексе Украины.
Статья 367 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц.
Существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам граждан может быть связан с причинением вреда здоровью человека, что в неотапливаемых помещениях очень вероятно.
И уголовное наказание за причинение существенного вреда человеку предусмотрено уголовным законодательством правильно. Так что законы у нас в подавляющем большинстве правильные.
Неправильно то, что они не работают.
Популярное
Як працюватиме громадський транспорт в Кам'янському на Великдень та у поминальні дні
11:17, 1 май 2024
У Кам'янському відбулось засідання щодо пошкоджених внаслідок російських обстрілів будинків
08:37, 1 май 2024
19:09, 9 июл 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0