О чем говорят названия улиц: Петр Бойко – командир сухопутного линкора

14:00, 17 ноя 2021 , Новости Каменского
О чем говорят названия улиц: Петр Бойко – командир сухопутного линкора

В 60-е годы, когда в нашем городе строился новый жилмассив Черемушки, две параллельные улицы были названы в честь командиров бронепоездов – Юлиуса Скалика (о нем мы рассказали ранее) и Петра Бойко.

 

Бронепоезд «Советская Украина»

Этих бронированных монстров, носившихся в ХХ в. по железным дорогам времен гражданской войны, называли сухопутными линкорами. И были они грозной силой.

В июне 1919 года из фасонно-литейного цеха металлургического завода в городе Каменском вышли два бронепоезда, несшие по 4 орудия каждый. Их изготовили по заданию большевистского правительства специально для борьбы с добровольческой армией А. Деникина. Надзирать за строительством бронепоездов прибыл уполномоченный командования Южного фронта Дзыбенко (бывший шахтер из г. Бахмут). Видимо, он и привез техническую документацию. Сегодня не известен разработчик проекта бронепоездов, изготовленных в Каменском.

фото: Макет бронепоезда «Советская Россия» в экспозиции Народного музея ДМКД

Исследователи связывают их с типовыми бронеплощадками конструкции Н.Н. Хлебникова. В документах сохранились имена клепальщиков, разметчиков, слесарей, участвовавших в работах, но нет упоминания об инженерах. Не могли же большевистские демагоги решить такую сложную задачу! К 22 июня 1919 г. завод наделал заготовок на 20 бронепоездов. Достоверно известно о двух полностью укомплектованных и принятых в эксплуатацию.

            Для их приемки в мае 1919 г. в Каменское прибыла команда бронепоезда №25 «Коммунист» во главе с Петром Бойко. Эту команду разделили на две части, дополнили заводскими рабочими и черноморскими матросами.

фото: Петр Бойко, фотография из фондов Народного музея ДМКД. Там же хранятся его фуражка и китель с наградами

            Если экипаж «Советской Украины» был интернациональным, то команду «Советской России» можно назвать семейной. Воевать на бронепоезде отправились рабочие металлургического завода, участвовавшие в его изготовлении: пять братьев Дуденко, три Вовкогона, два Войтащики и два Чепелевых, братья Фурс. В команде была и женщина – пулеметчица Пелагея Семеновна Луцко.

фото: Бронепоезд «Советская Россия», 1920 г. 

Это было страшное и странное время. Политические разногласия разрушали семьи, делали заклятыми врагами добрых соседей… Поверившие большевикам люди проявляли чудеса энтузиазма и самопожертвования. Рабочие собрали бронепоезда и отправились на них воевать за светлое будущее, терпели голод и лишения. Людям приходилось пить кипяток, взятый из котла паровоза.

 

В августе 1919 г. бронепоезд «Советская Россия» вступил в свой первый бой под Киевом и Бахмачем. Наша крепость на колесах прошла с боями тысячи километров, воевала на южном и западном фронте – от Чонгара до Львова. В июне 1920 г. «Советская Россия» пришла на ремонт в Каменское, где команда и рабочие отпраздновали первую годовщину бронепоезда. Потом его использовали в боях с формированиями Махно и на участке Александровск-Мелитополь.

После окончания гражданской войны «Советская Россия» находилась на Урале в составе войск ПриуралВО, оттуда и была выведена в запас.

 

Мечтал о море, а водил «сухопутные линкоры»

Петр Бойко родился в 1895 г. в селе Вязовка Волгоградской обл., в бедной крестьянской семье. Окончил 3 класса церковно-приходской школы, с 10 лет батрачил. Мечта о море у мальчишки появилась после того, как в деревню приехал матрос Бутырец, прослуживший на флоте 7 лет. Восхищение вызывало все: форма, манеры, а главное – рассказы.

            В мае 1915 г. Петра призвали в армию, и он попросился на Черноморский флот. Юноша очень боялся остаться калекой, но некий хиромант сказал ему: «Не бойся. Тебе в боях смерти не найти». И, как оказалось, не соврал. Новобранец попал в Артиллерийскую школу Черноморского флота. В первые дни Февральского переворота был избран председателем судового комитета школы. С 14.11.17 по 01.04.18 ‒ доброволец Красной гвардии. С тех пор занимал исключительно командные должности, несмотря на очень поверхностное образование. Участвовал под Белгородом в истреблении возвращавшихся на Дон казаков, в Харькове формировал артиллерийские батареи из рабочих паровозного депо, был начартом бронепоезда «Путиловец» №2. Участвовал в боях на реке Хопер. Там познакомился с Юлиусом Скаликом, который командовал бронепоездом, прикрывавшим отход красных от г. Новохоперск. Бойко был зачислен в команду Скалика. Этот бронепоезд был уничтожен при отступлении, а команду перевели на БП №25 «Коммунист». С этой командой Петр Бойко и попал в Каменское.

            За голову командира бронепоезда «Советская Россия» белогвардейцы обещали награду в 25 тысяч рублей.

После гражданской войны П.М. Бойко возвратился в Каменское, устроился на металлургический завод. Когда фашистская Германия напала на СССР, майор Бойко снова возглавил экипаж бронепоезд и командовал им до самой Победы. После войны боевой командир вернулся на металлургическое производство. Работал оператором рельсобалочного цеха, старшим пиротехником завода. С завода ушел на пенсию. Петр Михайлович Бойко написал воспоминания. Отрывки из его рукописей публиковались в газете «Заря», а оригиналы хранятся в фондах Народного музея ДМКД.     

           

            Сегодня уже мало кто помнит, что 18 июня 1969 г. в честь 50-летия строительства бронепоездов в музее истории нашего города состоялся митинг-встреча тех, кто строил «сухопутные линкоры», и тех, кто на них воевал (музей тогда был в здании православного собора Святого Николая). Гостей из Москвы, Тулы, Воронежа приветствовал Петр Бойко. Они тогда шутили, что до 100-летнего юбилея своих бронепоездов уже не доживут…

Сегодня коммунистическая идеология уже не застит нам глаза – на многое смотрим иначе. Ушли из жизни команды бронепоездов Каменского. Им уже не больно от того, что подверглись переоценке идеалы, за которые они шли в бой.

В феврале 2016 г. в связи с принятым в стране законом, осуждающим коммунистический режим, улицу Бойко переименовали в Звенигородскую (так она называлась до строительства здесь панельных пятиэтажек). Но это не повод забывать историю. Не в каждом городе строили бронепоезда, не в каждом городе жили легендарные боевые командиры. Они честно сражались за то, во что верили. А сегодня на огневом рубеже так же честно стоят уже другие герои.

 

Лина Осокина

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых