Маленькие секреты больших парковок Днепра. Какая экономика и логика прячется в паутине синих линий?
Чиновники и коммунальщики рассказали о том, как вся городская власть обслуживает доходы частных операторов парковочного бизнеса, сообщает издание "Горожанин"
Вместо эпиграфа — старый анекдот про армянское радио. В нем на вопрос о том, могут ли ослы пастись на асфальте, следует ответ: «Да, если они в форме ГАИ». Примерно то же можно рассказать о наших городских парковках.
Тайный депутатский час
В понедельник в мэрии втайне от журналистов и общественности состоялся депутатский час, посвященный организации работы автопарковок в Днепре. Предшествовал ему скандал на последней сессии, когда депутаты вдруг не поддержали проект решения об увеличении штата сотрудников инспекции по вопросам контроля за паркованием.
— Пресса о проведении депутатского часа не знает. Кого возможно, мы обзвонили и попросили подъехать, — объяснил отсутствие представителей СМИ секретарь горсовета Александр Санжара.
— Те, кто хотел приехать, уже приехали, — радостно согласился директор департамента транспорта Игорь Маковцев.
— Депутаты не понимают, каким образом работают парковки. На сессии задавали вопросы по поводу того, что на ямах рисуют разметки. Сегодня мы будем обсуждать, чем занимается инспекция, что делает КП «Горавтопарк». Как они взаимодействуют с операторами, которые обслуживают парковки.
План по штрафам
С докладом о работе инспекции по контролю за паркованием вышел её начальник Владимир Бацун.
— До недавнего времени проблемой было отсутствие механизма привлечения к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки, — говорит Бацун. – Водители паркуются не на специально отведенных для этого площадках, а там, где стоянка и остановка запрещены. Часто это препятствует движению транспорта.
По словам Бацуна, борьба с нарушителями стала выгодным бизнесом для бюджета.
— По состоянию на 6 ноября инспекторы зафиксировали 50214 нарушений ПДД на сумму свыше 14 миллионов гривен. В бюджет поступило свыше 6 миллионов, до конца года ожидаем еще 6 миллионов, — говорит начальник инспекции.
В 2020 году, по планам Бацуна, от деятельности инспекции в бюджет города должно поступить более 35 миллионов гривен штрафов.
— Уже были эвакуированы 1575 автомобилей. В 2020 году планируем доставить на штрафплощадку 10,5 тысячи автомобилей, — говорит Бацун. – Сейчас численность штата инспекции составляет 75 человек, из которых 56 – инспекторы. Их не хватает. Нам нужно увеличивать штат инспекции. Доходы от деятельности полностью покрывают расходы на оплату труда наших работников.
Миллионы за эвакуацию
Следующим отчитывался директор КП «Горавтопарк» Дмитрий Омельченко. Это КП зарабатывает на принудительной эвакуации автомобилей.
— За девять месяцев этого года доход от эвакуации и хранения транспортных средств у нас составил 917 тысяч гривен. Закончим год с доходом 2,2 миллиона. Доход за организацию парковок — пока 2,4 миллиона гривен, год закончим с показателем 3,7 миллиона гривен. В следующем году планируем получить порядка 5 миллионов. А по эвакуации автомобилей планируем выйти на показатель 7 миллионов. В общей сложности выйдем в 2020 году на цифру 13 миллионов, — говорит Омельченко.
Парковочный сбор, который платят в бюджет операторы парковок, за 9 месяцев текущего года составил 8,6 миллиона гривен. До конца года хотят собрать еще 2 миллиона. Представляете себе обороты операторов парковки, если стоимость часа паркования – 15 гривен, а доля парковочного сбора в нем – около 70 копеек в час?
— В следующем году плановый показатель по парковочному сбору — более 23 миллионов гривен. Увеличится количество паркомест в городе, — говорит Омельченко.
«Паркоместа» в понимании Омельченко – это разрисованные синими линиями тротуары и дороги. Никто не ведет речь о европейской практике строительства многоярусных подземных и надземных парковок.
Что касается увеличения поступлений в бюджет парковочного сбора, так в мэрии уже забыли, как три года назад по непонятным причинам до минимума снизили коэффициент парковочного сбора в интересах частных парковщиков. Если поднять ставку парковочного сбора до нормального уровня, то цифры его сбора (не увеличивая стоимости услуги) можно поднять в два раза.
Кто зарабатывает на автовладельцах
Дмитрий Омельченко передал слово своему заместителю Кириллу Федорчуку, чтобы тот рассказал о процессе выбора операторов парковок. Федорчук принялся взахлеб рассказывать о том, что операторов ищут прозрачно — с помощью «Prozorro».
— За год через площадку «Prozorro» мы провели 68 аукционов! Порядка 70% завершились успешно, — говорит Федорчук.
Стоит уточнить, что через «Prozorro» КП ищет операторов для парковок, расположенных далеко от прибыльной центральной части города. А её еще три года назад отдали на откуп одной оффшорной компании — «Паркт сервис группе», которую презентовали как солидного иностранного инвестора. По факту из всего «солидного» у фирмы оказалось только название, но ради неё как раз и снизили коэффициент парковочного сбора.
После окончания отчета Федорчука рассказывать об успехах в работе продолжил Омельченко.
— Я хочу рассказать о том, как мы расходуем деньги. Нам нужны были деньги для устройства штрафплощадки, покупки эвакуаторов и топлива для них. На все это было потрачено порядка 25 миллионов, — говорит Омельченко. – И вот скоро к нам еще приедет эвакуатор.
«И по мертвым животным»
Александр Санжара поблагодарил докладчиков и предложил перейти к вопросам.
— Вопрос, который интересовал всех: почему парковочная разметка рисуется по траве, грунту и по мертвым животным? – спросил он первым.
— В рамках договора, который имеют КП и оператор, разметку наносит КП. Да, проблематика есть, но она не имеет такой критики. Проблемных паркомест очень мало, менее 3%, — говорит Омельченко.
Это хорошо, что в городе так мало травы и мертвых собак, их хватило всего на 3% паркомест.
– Оправдываться никто не будет. Мы проанализировали ситуацию, и оператор за свой счет уже начал приводить парковки в порядок, — заверил Омельченко.
— Не нужно рисовать паркоместо там, где есть очевидная проблема. Сначала нужно решить ее, а потом рисовать и брать деньги за парковку, — говорит Санжара. – Мы же все видели фотографии, которые гуляют по сети. Человек, который так рисует разметку, как минимум должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
— Выполнением работ занимается подрядная организация. Сотрудники КП к этому никакого отношения не имеют, — оправдывается Федорчук. – Все жалобы мы приняли к сведению. Теперь, когда подрядчик будет наносить разметку, сотрудник КП будет присутствовать при этом процессе.
О паркоматах
Депутат Наталья Начарьян поинтересовалась количеством имеющихся в городе паркоматов для оплаты парковки. И попросила рассказать, кто принимает решение об организации парковок на тех или иных участках.
— Организацию парковки мы согласовываем с полицией. У нас 2534 паркоместа и 90 парковок. Паркоматов — 148 штук, — отвечает Омельченко. — На некоторых парковках, где есть въездные и выездные терминалы, по одному паркомату. Закон это позволяет.
— А можно заплатить не за два часа, а за полтора? – спросил депутат Вишневецкий.
— Тариф установлен почасово. То есть на экране зафиксировано время предоставленной услуги парковки. Например, один час и 15 минут. Но платить нужно как за 2 часа, — объяснил Федорчук. – Это предусмотрено и законом, и решением исполкома об утверждении тарифа. Если человек паркуется на 20 минут, то платит за час.
— Да не в том дело. В паркоматах можно указывать и часы, и минуты, но функция не работает. Часы только можно указывать, — говорит Вишневецкий.
«Парковка противопоказана»
Депутат Евгения Дитятковская возмутилась, что в районе Озерки на проезжей части разместили парковку.
— В медицине есть показания и есть противопоказания. Так вот на Озерке парковка противопоказана. Та парковка, которая внутри, хорошо сделана. Но та, которая на проезжей части… Я обращалась и в КП, и в транспортную комиссию, но все равно нарисовали там парковочную разметку прямо на узенькой проезжей части! Зачем? – недоумевает Дитятковская. – У вас же рядом большая правильная парковка есть!
— В субботу на Озерке нет ни одного свободного места. Ни внутри, ни вдоль дороги, — говорит Санажра. – Если мы уберем парковку вдоль дороги, то все равно там будут парковаться. Только так они деньги платят за парковку, а так — не будут.
— Так это же нарушение правил! – возмущается Дитятковская. – А на Комсомольской что? Машины где хотят, там и ставят! Я говорила уже в инспекции: чтобы решить проблему в определенном месте, нужно выезжать туда хотя бы две недели подряд. Тогда только люди поймут, что ставить там машины нельзя.
Скучающий до этого Игорь Маковцев оживился, так как смекнул, как можно выкрутить жалобу Дитятковской.
— Мы полностью поддерживаем, что точечные выезды ничего не решают. Потому и была инициатива увеличить штат сотрудников инспекции по парковкам! Но мы наткнулись на отрицательные эмоции со стороны депутатского корпуса, — припомнил Маковцев.
Слова вновь попросила Наталья Начарьян.
У вас странная концепция
— Улицу Шмидта в свое время реконструировали и расширяли ее, чтобы пробок не было. И парковки там тоже предусматривались. Вы сейчас набираете сотнями инспекторов. Для чего? Чтобы делать жизнь горожан качественной? Нет. Чтобы сделать систему сбора денежных средств за парковку более жесткой. Это неправильно. Вы должны заботиться, чтобы парковки стали удобными и доступными. И чтобы трафик разгрузить, — говорит Начарьян. – У вас странная концепция. Вы не делаете жизнь людей лучше, вы – зарабатываете на людях.
— Мы как раз и говорим, что работаем на своих избирателей, — не согласился Санжара. – Разделите Горавтопарк, который рисует парковочную разметку через мертвых животных, и инспекцию, которая борется с нарушителями ПДД. Дитятковская говорит, что инспекторы должны чаще выходить, чтобы был порядок. А вы говорите: о боже, зачем вы их набираете! Что, мол, они ходят и плющат людей.
— Я вам говорила о том, что набор инспекторов не решит проблему нехватки парковок, — уточнила Начарьян.
— Раньше машин было значительно меньше. Сейчас их больше. Если парковка возле Озерки стоит одну гривну, туда поедет парковаться много машин, а если она будет стоить 100 гривен, то там будет один автомобиль и можно будет спокойно проехать, — говорит Санжара. – Вот и решается вопрос трафика и пробок.
Интересная арифметика
Депутат Вадим Рублевский поднял интересную тему, которую все почему-то обходят стороной.
— Получается, что горожане содержат инспекцию, покупают эвакуаторы, но львиная доля дохода от парковок (а она, не будем скрывать, огромная) уходит частникам. Почему город не может обслуживать парковки силами коммунального предприятия? Тогда деньги будет получать не частник, а КП, — рассуждает Рублевский.
— В конце 2015 года в этом же зале сидели и говорили, что город со всех парковок собирает сумму около 2 или 3 миллионов гривен. Сейчас собирают под 25 миллионов, — говорит Санжара. – Наверное, потому что частный бизнес — самый эффективный. Может, в этом есть логика?
— Нет. Просто раньше никто парковки не контролировал. Вот и ответ на ваш вопрос, — говорит Рублевский. – Сейчас есть инспекция, есть законы и контроль. А получается, что у нас на частного парковщика работает весь город всеми своими службами и даже требует увеличить штат инспекторов для того, чтобы частник зарабатывал больше!
— Давайте не передергивать, — невпопад ответил Санжара.
А что он еще может сказать? Действительно, частному оператору парковки делать вообще ничего не надо, у него идеальный бизнес – парковку оборудует город, убирает город, контролирует сбор денег – тоже город. А парковщик только зарабатывает. И в этом смысле интересен ответ на простой вопрос: почему у нас в городе такой высокий тариф за час паркования в центральных районах – 15 гривен?
— У нас 148 паркоматов в городе. Это в три раза больше, чем в других городах! – говорит Кирилл Федорчук. – От этого же формируется тариф. Введены электронные формы оплаты парковки, ставят информационные щиты.
Дальше путем каких-то незамысловатых математических вычислений Федорчук, переживая и запинаясь, принялся рекламировать месячный абонемент за 700 гривен.
У него спросили, какая сумма из 15 гривен, которые водителям приходится платить за час парковки, уходит в городской бюджет. И вот здесь Федорчук продал хитрую арифметику дележа денег.
— Это невозможно подсчитать. Но можно подсчитать, сколько денег идет в бюджет при покупке абонемента. В день с одного машиноместа при покупке абонемента поступает 9 гривен 60 копеек, это ставка парковочного сбора, — говорит Федорчук. — Еще деньги с одного паркоместа идут в КП «Горавтопарк» за администрирование — от 10 до 100 гривен с одного паркоместа.
Куда деваются деньги «за администрирование» — никто не спросил. Зато Омельченко нашел в блокноте более внушительные цифры.
— За третий квартал бюджет получил от оператора парковок 1,6 миллиона. За четвертый хотим получить 1,8 миллиона. И правильно сказал мой зам, невозможно посчитать, сколько из 15 гривен попадает в бюджет, — говорит директор Горавтопарка.
— Не морочьте нам голову! – возмутился кто-то из депутатов. – Всё можно высчитать!
На эту реплику Омельченко завис и стал произносить какие-то отдельные бессвязные фразы.
— Вы сказали, что операторы переводят Горавтопарку от 10 до 100 гривен с одного паркоместа. Это за день, за месяц или за час? – спросил депутат Александр Лыгин.
— За месяц, — ответил Омельченко.
«Невыгодная» эвакуация
Чем больше задавалось вопросов парковочным чиновникам о доходах и расходах, тем больше всплывало интересных подробностей.
— Грубо говоря, часть доходов КП – это то, что мы получаем от парковок, потому что мы типа балансодержатели. Расходы у нас есть, потому что мы возим машины на штрафплощадку. Если бы мы не получали деньги за парковки, были бы в постоянном убытке. Если бы машины не возили, то КП было бы прибыльным, — говорит Санжара.
Как?! Как эвакуация может быть неприбыльной, если она оплачивается по калькуляции, разработанной в самом КП? Водитель оплачивает саму перевозку авто – это от 720 до 840 гривен за маршрут в 8-10 километров до ул. Курсантской, плюс платит по 120 гривен за день нахождения на штрафплощадке.
Если это невыгодно, то КП нужно немедленно увольнять своих экономистов и бухгалтеров, которые не могут сложить 2 + 2.
И о тарифах
В заключение слово дали представителю таинственной компании «Паркт сервис группе». Он принялся убеждать депутатов, что 15 гривен за час парковки — не такая уж и большая цена.
— Некоторые утверждают, что тариф наш — самый высокий по Украине, — говорит представитель оператора. И начинает перечислять спорные примеры. – Во Львове парковка стоит 20 гривен, в Одессе – 40 гривен, в Ивано-Франковске – 18 гривен. Это значит, что в Днепре — не самый высокий тариф. И мы можем аргументировать свою цену.
В Одессе 40 гривен стоит летняя парковка у пляжа, в городе – 10 гривен. Но лучше, конечно, назвать, не объясняя, максимальную цифру.
Нервничая и запинаясь, представитель «Паркт сервис группе» принялся аргументировать. Главный аргумент — тариф на парковку утвердил исполком.
— Каков коэффициент загрузки на парковках в центре? – спросила Начарьян.
— 0,5%, — назвал в ответ парень несусветную цифру.
Собственно, на этом обсуждение темы парковок и закончилось. Смогли ли представители Горавтопарка, инспекции и «Паркт сервис группе» убедить депутатов, что увеличение штата инспекторов — это хорошо, станет известно на следующей сессии городского совета.
Ольга Фоменко
Газета ГОРОЖАНИН
Популярное
Як працюватиме громадський транспорт в Кам'янському на Великдень та у поминальні дні
11:17, 1 май 2024
У Кам'янському відбулось засідання щодо пошкоджених внаслідок російських обстрілів будинків
08:37, 1 май 2024
19:09, 9 июл 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0