Украина без МВФ: есть ли жизнь?

05:55, 25 ноя 2019 , Новости Каменского
Украина без МВФ: есть ли жизнь?

 

 

 

Разрабатываемая в данный момент трехлетняя программа сотрудничества Украины и Международного валютного фонда может стать последней. Во всяком случае на это рассчитывают в Минфине, рассказала глава ведомства Оксана Маркарова. Чиновница планирует к 2023 году обеспечить украинской экономике достаточную степень самостоятельности, чтобы больше не нуждаться в траншах. Однако, чтобы не брать кредитов у МВФ в дальнейшем, необходимо сделать это сейчас.

«Программа, над которой мы работаем, – хорошая, и она нам позволит провести массу реформ, приватизацию, концессию и другие вещи. Но и должна позволить нам выйти из нее по завершении – как в свое время это смогла сделать Польша", - заявила Маркарова.  

 

Оптимизм чиновницы небезоснователен, считают эксперты. Правда, если часть из них надеется на реформы и усиление украинской экономики, то другие говорят – взаимосвязь МВФ и Украины давно не играет столь серьезной роли, как принято считать.

Кредит на отказ от кредитов

В том, чтобы отказаться от помощи МВФ в 2023 году, нет ничего невыполнимого. Во всяком случае так считает эксперт Института экономических исследований и консультаций Виталий Корчук.

«У нас постепенно уровень госдолга к ВВП снижается, и если все будет идти по плану, то к 2023 году, вероятно, можно уже привлекать коммерческого инвестора без костыля в виде программы МВФ», - рассказал Корчук UBR.ua.

Однако сейчас сотрудничество с МВФ и получение кредита является важным для Украины.

«Если с 2015 года у нас было существенное сокращение выплат по долгам, то в 2019-м выплаты возобновились, мы выходили на рынок выпуска евробондов. Условия выпуска были под довольно высокие проценты. Учитывая то, что предусмотренное погашение долгов на этот и следующий год значительно, наше сотрудничество с МВФ является условием для привлечения денег на рефинансирование существующих долгов», - объяснил он.

Согласен с ним и Александр Паращий, руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital.

«Сотрудничество с МВФ заложено в ожиданиях наших кредиторов, тех, кто покупал ОВГЗ и еврооблигации. Если мы не договоримся с МВФ, это станет для них очень плохим сигналом. Кроме того, у нас в ближайшие два года довольно серьезные выплаты по внешним долгам, а золотовалютные резервы у нас не больше, чем показатель трёх  месяцев будущего импорта, что считается критическим. То есть нам нужно нарастить резервы, нам нужно понимать, как мы будем рассчитывать по внешним долгам и, пока что, без МВФ это будет сложно», - объясняет ситуацию Паращий.

Мягкая подготовка к разрыву отношений

В свою очередь экономический эксперт Александр Охрименко отметил, что заявление Маркаровой может свидетельствовать о постепенной подготовке к прекращению сотрудничества на более ранней стадии. Стоит отметить, что Охрименко является последовательным противником получения помощи от МВФ. «Можно было давно прекратить сотрудничество. Напомню, что эти соображения высказывал еще предыдущий глава Минфина Александр Данилюк, планируя завершить программу в 2020 году», - прокомментировал UBR.ua Охрименко.

«Мы еще не договорились об условиях программы и возможно соглашения не будет вообще. По большому счету, мы с МВФ давно не сотрудничаем. Они нам практически не дают денег, мы, соответственно, потихоньку погашаем долги и на этом расходимся. Сейчас это чемодан без ручки. МВФ никогда не признает, что они промахнулись, что все их советы оказались совершенно бессмысленными, это же обидно. С другой стороны, Украина тоже таких заявлений тоже делать не будет. Поэтому идет такая игра: здесь мы дружим, здесь нет», - считает Охрименко.

 

 

С данной точкой зрения не согласился Александр Паращий.

«То, что прозвучало из уст Маркаровой, точно не говорит о желании прервать сотрудничество уже сейчас. Да, идеи о том, что давайте уже откажемся от МВФ, существуют, но пока что мы не в том положении, чтобы сказать МВФ нет», - считает аналитик Concorde capital.

 

Помешает ли кризис?

Отсутствие необходимости сотрудничать с МВФ Александр Охрименко также обосновывает и без того улучшившейся экономической ситуацией в Украине. Заявление представителей Минфина о сокращении госдолга до 41% после и в результате завершения программы кредитования эксперт назвал «бредом».

«У нас сегодня рост ВВП больше 4%, а согласно прогнозу того же МВФ в 2022 будет 3%. Если в следующем году налоговая нагрузка, госдолг к ВВП уменьшиться, согласно бюджету на 3-4% - с 62% до 58%, то непонятно, зачем вы берете кредит МВФ», - анализирует Охрименко.

Финансовый аналитик Иван Угляница относится критически к формальным показателям роста экономики, выраженном в сокращении госдолга. По его мнению, сокращение долга к ВВП, «которое преподносит руководство, как какое-то достижение» - просто результат укрепления гривни в виду притока финкапитала в гривневый госдолг.

«При этом рост экономики остается анемическим и очень ситуативным, точечным. Ввиду высокой инфляции 2015-2017 гг. номинальный ВВП Украины вырос, и при этом гривня не девальвировала к доллару, что позволило существенно вырасти и номинальному ВВП, выраженному в долларе, и снизиться показателю соотношения долга к ВВП. Но снижение это - больше арифметическое, нежели отражающее какой-то рост экономики», - считает Угляница.

Сам факт пользы от кредитования МВФ Угляница назвал «дискуссионным вопросом».

«Очень зависит от самих стран. Наборы рецептов у МВФ практически всегда одни и те же, и часто они мешают самим же странам, либо являются практически неосуществимыми в их системах координат. Для нас МВФ был и остается таким себе кредитором, который оплачивал счет за работу аппарата искусственного дыхания страны. Но вот, острая фаза кризиса прошла, долг снова только вырос, несмотря на все ухищрения с математикой - «долг к ВВП», реформ не произошло», - считает эксперт.

Как считает Уляница, сейчас Украина просто «набирает новые долги, роллируя старые», а временная экономическая стабильность обеспечивается удачной международной конъюнктурой: аномальной эйфорией на рынках при замедляющейся глобальной экономике и росте структурных проблем.  

«В один момент эта ставка на международную конъюнктуру неожиданно перестает играть, инфляционной рост ВВП обнуляется через девальвацию, стоимость долга в местной валюте и в отношении к экономике вырастет еще больше ввиду девальвации и страна приходит в исходную точку с теми же проблемами и еще большим долгом», - описывает эффект от сотрудничества с МВФ Иван Угляница.

Таким образом, политический либо экономический кризис может заставить Украину вновь обратиться к помощи МВФ в будущем. Как бы там ни было, острого финансового кризиса, подобного 2008 году, опасаться не стоит, считает Александр Охрименко.

«Мировой финансовый кризис бывает раз в 70-100 лет, а локальные на нашу экономику непосредственно не повлияют. Торговые войны между США и Китаем, конечно, плохо отражаются для экономики. Но они кризис никак не спровоцируют. Здесь нет пузыря. Они могут только действительно привести к стагнации, то есть рост мировой экономики не будет большим. Если раньше, грубо говоря, было 3%, то будет 2,5%.  Для Украины рост в 3-4% - это хорошо, но и 2,5% нам подойдет», - подытожил Охрименко.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых