Главный признак государства

09:30, 24 дек 2019 , Новости Каменского
Главный признак государства

Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Ст. 14 Конституции Украины

Согласно теории государства и права, с которой начинается изучение юридических наук, государство – это форма организации общества, которая возникает в результате достижения им определенного уровня развития, а основными признаками государства являются: территория, население, суверенитет, аппарат управления (публичная власть), правовая система (законодательная база), система правоохранительных органов, единая система налогов, армия, государственная символика. Как правило, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков может ставить под сомнение существование самого государства.

К дополнительным признакам могут относятся: наличие единого государственного языка, единая денежная единица, единая транспортная, информационная, энергетическая системы.

Как видим на первом месте среди признаков государства стоит наличие территории.

Действительно, государство может иметь несовершенную законодательную базу, коррумпированную публичную власть, неэффективную систему правоохранительных органов, относительный суверенитет, слабую армию. Всё это может только создавать угрозу существованию государства. Но не иметь своей территории государство не может.

Существуют и сегодня народы, которые не имеют своей территории, а значит и своего государства.

Лично на мой взгляд, народ, не имеющий своего государства подобен человеку, не имеющему своего дома.

 

                                                     Турборежим уходящего года

 

Основными значимыми событиями уходящего года были президентские и последующие парламентские выборы, которые повлекли за собой существенные изменения в составе органов государственной власти.

Нарицательным стало словосочетание «работа в турборежиме», которое прежде всего касалось работы нашего законодательного органа власти в Украине – Верховной Рады Украины.

Работа в турборежиме может иметь разные цели. Иногда, для пользы государства, надо что-то сделать очень срочно. Иногда, кто-то пытается в корыстных целях, пользуясь удобным моментом, внести изменения в законодательство так быстро, чтобы другие не успели опомниться. Конечно, «работа в турборежиме» должна как можно скорее прейти в «работу в правовом поле».

Хотелось бы, чтобы такой режим молодой команды, пришедшей к власти, не перешёл в режим работы «сломя голову». Ни к чему хорошему для государства и его населения это не приведёт.

Ошибки или умышленные, в корыстных целях, законодательные изменения, могут дорого обойтись.

 

                                                                            Рейдерская тактика

 

Так, например, после законодательных нововведений, связанных с упрощением процедур регистрации права собственности на недвижимость, количество случаев рейдерского захвата земельных участков значительно возросло.

            Самой популярной рейдерской тактикой самовольных захватов земельных участков являются схемы, когда рейдеры регистрируют в Государственном реестре прав недвижимое имущество на основании поддельных договоров, сомнительных судебных решений или других «липовых» документов, которые, чаще всего, подают «своим» государственным регистраторам или нотариусам.

            Причём, в иных случаях это делается настолько откровенно, я бы даже сказал, дерзко, с использованием одних и тех же фигурантов, что отсутствие должной реакции со стороны правоохранительных органов вызывает, как сказал герой одного фильма, «смутные сомнения».

            Зарегистрированная таким образом «собственность», буквально сразу же несколько раз проходит процедуру отчуждения подставным «добросовестным приобретателям» и правовая «мышеловка» захлопывается.

К сожалению, нередки случаи рейдерских захватов земельных участков и в нашем городе.

Судебная практика показывает, что отстоять собственнику земли право на захваченный таким образом земельный участок проблематично, так как право собственности «добросовестных приобретателей» так же защищается законом, а установление подделки документов зачастую требует проведения соответствующих экспертиз в порядке уголовного производства.

            Оснований для возбуждения уголовных дел при наличии признаков противоправного завладения чужим земельным участком, тем более с использованием поддельных документов, в действующем законодательстве Украины достаточно.

Так, например, статья 190 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность за завладение чужим имуществом или приобретением права на имущество путём обмана или злоупотребления доверием, согласно статьи 197-1 Уголовного кодекса Украины к уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие самовольный захват земельного участка, при котором причинён существенный вред его владельцу.

Отдельная специальная норма уголовного законодательства, а именно статья 358 Уголовного кодекса Украины, предусматривает уголовную ответственность за подделку документов с целью использования их для получения прав или освобождения от обязанностей.

            Существуют и иные законодательные нормы, которые защищают право собственности на земельные участки.

Но для реализации указанных правовых норм необходима эффективная работа правоохранительных органов, которой в нашем государстве нет.

Кроме того, почвой для возникновения рейдерских захватов земельных участков, являются недостатки в документальной и электронной регистрации земель и прав на них, которые возникали в результате многочисленных изменений земельного законодательства, передачи полномочий, изменения компетенции, реорганизации отделов земельных ресурсов, а также изменения способов документирования при оформлении прав собственности.

К таким недостаткам можно отнести отсутствие кадастровых номеров на земельные участки, право собственности на которые удостоверялось государственными актами образца, установленного на время оформления прав, отсутствие земельных участков в Государственном земельном кадастре или недостоверность внесенных в него данных, несоответствие данных в Государственном земельном кадастре их бумажным источникам, оформленные наследственных прав на земельные участки. Кроме того, имеют место ошибки в технической документации, противоречия вследствие изменения подходов и способов обмеров и тому подобное.

Риски также связаны с положениями законодательства, позволяющие осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, право на которые возникли и оформлены до 1 января 2013 года, при государственной регистрации производных прав на них без владельца, без правоустанавливающего документа. 

Зачастую, создаётся впечатление, что всё это делается умышленно.

 

                                           Открытие рынка земли

 

И вот при такой ситуации в государстве, в условиях нормативно-документального хаоса в земельных отношениях, отсутствия эффективной работы государственных органов по защите собственников земли и землепользователей, «бесхребетности» судебной власти, в условиях, когда на природных объектах права собственности народа, которыми раньше украинцы могли пользоваться беспрепятственно, возникают ограждения с надписью «частная собственность»,  Украина в ритме «турборежима» движется к открытию рынка земли.

Тринадцатого ноября уходящего года парламент принял в первом чтении поправки к закону об обороте сельскохозяйственной земли. Это был первый шаг к отмене моратория на продажу земли, который действует в Украине 18 лет.

Представители партии «Слуга народа» и внефракционные депутаты 240 голосами поддержали законопроект

В законопроекте речь идет о важных изменениях на рынке земли в Украине. В случае его принятия, уже с 1 октября 2020 года государственную и коммунальную землю можно будет купить на публичных прозрачных торгах. Кто уже арендует определенный участок, имеет право выкупить ее первым.

Понятие «земля» так или иначе тесно связано с понятием «территория». Так или иначе, в случае продажи земли иностранцам, продаётся часть территории государства.

Статьёй 73 Конституции Украины закреплено: «Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины».

Президент Зеленский пообещал, что ко второму чтению в законопроект о продаже земли будет внесена поправка о том, что вопрос о продаже земли иностранцам будет решаться на всеукраинском референдуме.

Вот только сможет ли власть удержать контроль за рынком земли в Украине после его открытия? И будет ли такой контроль осуществляться в пользу украинского народа?

В земельных отношениях, которые существуют в нашем государстве на сегодняшний день, такого должного контроля со стороны государства не наблюдается.

Убеждён, что открытие рынка земли надо начинать с наведения в государстве порядка в земельных отношениях, который, прежде всего, будет давать правовые гарантии рядовым гражданам Украины и сведёт к минимуму случаи завладение земельными участками, путём причинения ущерба государственным интересам. Возможно, это моё личное мнение. 

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых