По вопросам отключения от поставки газа

К юристу газеты обратился житель Днепра, который сообщил, что в доме, где он проживает, отключили подачу газа всему подъезду. Газовщики утверждают, что это связано с аварийно-восстановительными работами. Но есть подозрение, что это связано с наличием большого долга по оплате за потребление газа у одного из соседей. Читатель просит разъяснить правомерность действий газовой компании.
Павел Верезуб
Отвечая на вопрос, следует отметить, что временное отключение отдельных подъездов или домов от системы газоснабжения предусмотрено сразу несколькими нормативно-правовыми актами и может быть связано с выполнением технического обслуживания внутридомовых систем газоснабжения, работами по установке приборов учета газа, ремонтными или аварийно-восстановительными работами. Кроме того, нормативно предусмотрено внеочередное временное отключение газовых приборов от системы газоснабжения для локализации и ликвидации аварийных ситуаций по заявкам жильцов дома или обслуживающего персонала (запах газа, ремонт запорной арматуры, отсутствие актов периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов, технические нарушения в одной из квартир, что может привести к возникновению несчастных случаев и т. п.).
Практика показывает, что наиболее частыми причинами отключения от газоснабжения являются; несвоевременная оплата за потреблённый газ, установка приборов учёта газа, проведение профилактических, ремонтных или аварийных работ.
И действительно, есть случаи, когда газовые компании применяют «рычаги воздействия» к потребителям под видом проведения технического обслуживания, проведения аварийно-восстановительных работ, добиваясь погашения имеющейся задолженности.
Поэтому с причинами отключения от газоснабжения надо тщательно разбираться.
Порядок отключения за долги
Согласно правилам, компании, которая поставляет газ, разрешено прекращать газоснабжение жилого помещения, если потребитель не оплатил квитанцию за газ в течение 10 дней после срока, прописанного в договоре.
При наличии задолженности за потреблённый газ потребитель-должник должен быть письменно предупреждён под роспись или почтовым уведомлением как минимум за 3 дня. Такой порядок прописан в п. 17 разделе ІІІ Правил поставки природного газа, утвержденных постановлением НКРЕ № 2496 от 30.09.2015г.
Должнику предъявляется требование самостоятельно прекратить пользование газом. Компания направляет на объект специалиста для опломбировки запорных устройств. При этом в сообщении о прекращении потребления природного газа поставщик должен указать дату прекращения потребления газа. Она не может наступить ранее, чем за три дня до даты получения уведомления.
В случае прекращения газоснабжения, представитель компании должен оформить соответствующий акт в двух экземплярах. Один из них остается у потребителя.
Проведение технического обслуживания
В существующем жилом фонде, построенном по типовым проектам прошлых лет, не предусмотрена возможность выполнить техническое обслуживание газопроводов и газовых приборов или другие виды работ в системе газоснабжения без предоставления доступа в каждую квартиру, поэтому действующее законодательство обязывает балансодержателя жилищного фонда и владельцев квартир обеспечить беспрепятственный доступ работникам газовой компании для выполнения регламентных работ.
Для возобновления подачи газа должен быть обязательно проведён обзор внутриквартирных систем газоснабжения и газовых приборов, а также выполнено испытание на плотность внутридомовой системы газоснабжения. Пуск газа в газопровод, если в ходе осмотра не проверены его целостность, исправность газового оборудования в каждой квартире и не проведена контрольная опрессовка, запрещается.
__________________________________________
«Хочу нагадати всім важливе правило» – пише колишній міський депутат Андрій Іванченко, якого так «винахідливо» з боку міської ради відкликали з депутатів, щоб не заважав їм вирішувати як дерибанити бюджет міста....
"Якщо до Вас прийшли з газового господарства - вимагайте посвідчення, вмикайте камеру для захисту своїх інтересів. Не вірте жодному слову газовиків, вірте законам, які можуть вас захистити".
Читайте. Уважно читайте, бо коли, складаючи акт про порушення, газовики будуть посміхатися і казати вам, що «це не страшно, просто перевіримо і все» - Ви будете знати, що вам це може обійтися у 20 000 гривень, а то і більше.
Чому я про це сьогодні? Бо газовики полюють на лічильники виробника (не Фірташевського Самгаза) і навмисно для того щоб не виконувати свої зобов'язання по ремонту або заміни після повірки на новий – можуть скласти на Вас акт про порушення. І можливо Ви його підпишете, довіряючи привітний газовикам... Міськгаз шукає тих, хто не знає як захистити себе. Це можете бути і Ви. Вам вирішувати».
___________________
Согласно требованиям раздела, VI п.7 п.6 Кодекса газораспределительных систем, утвержденного Постановлением НКРЭКУ № 2494 от 30.09.2015 года, возобновление газоснабжения осуществляется Оператором ГРС в течение двух рабочих дней в городах и пяти календарных дней в сельской местности после устранения имеющихся технических нарушений (при их наличии) и возмещения Оператору ГРС расходов на прекращение и возобновление газоснабжения.
Возобновление газоснабжения осуществляется по письменному обращению потребителя о возобновлении газоснабжения и после устранения технических нарушений (при их наличии) и возмещения убытков при прекращении и возобновлении газоснабжения.
В случае прекращения газоснабжения в связи с проведением ремонтных работ на системе газоснабжения, ликвидации последствий аварий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного, природного или экологического характера, и проведением ремонтно-восстановительных работ, газоснабжение возобновляется после полного завершения работ.
Спорные вопросы с газоснабжающими организациями
Нередки случаи, когда поставщики природного газа «грешат» прекращением газоснабжения, которое не имеет достаточных законных оснований. При этом, как показывает практика, спорить с газоснабжающими организациями очень сложно.
Наиболее эффективным способом оспаривания незаконных действий газовых компаний является обращение в суд и в последнее время такой способ защиты прав потребителей достаточно перспективен.
Суды абсолютно нейтральны в данных спорах. Проблемы газоснабжающих организаций в судебных процессах заключаются в том, что у них, как правило, нет иных доказательств, кроме как подписанных лично ими актов.
Для защиты прав потребителей газа прежде всего нужно иметь на руках свой экземпляр акта об отключении. Если при отключении от газоснабжения потребителю такой акт не был выдан, необходимо письменно обратиться к газоснабжающей организации с просьбой выдать данный акт. Лучше всего отправить заявление на адрес газоснабжающей организации по почте заказным письмом, сохранив квитанцию об отправке.
При наличии несогласия с действиями газоснабжающей организации, при отключении газа за долги, не стоит подписывать договор о рассрочке.
Данным договором потребитель соглашается со всеми начислениями и претензиями.
Более того, подписанием этого договора продлевается срок исковой давности для газоснабжающей организации.
Желательно фиксировать любые правомерные и неправомерные действия сотрудников газоснабжающей организации на фото, видео наиболее детально, на сколько это возможно.
Не следует опасаться получать от работников газоснабжающей организации какие-либо уведомления или акты на руки.
Необходимо уточнить по какой причине произошло отключение от газоснабжения.
При подписании акта следует указать своё несогласие с актом, указать обязательно ту дату получения акта.
Если же газопоставляющая компания обосновывает отключение газа утечкой газа или иными нештатными обстоятельствами, следует знать, что в соответствии с Правилами безопасности систем газоснабжения работы по ликвидации последствий аварийных ситуаций во внутридомовых системах газоснабжения и дворовых газопроводах, которые могут привести к несчастному случаю, выполняются круглосуточно бригадами аварийно-диспетчерских служб газораспределительных предприятий за счет этих организаций.
Ответственность за отключение услуги без причины или на срок, превышающий установленный законом.
Законодательно предусмотрена компенсация убытков в случае отключения от газоснабжения без законных оснований или с нарушением сроков. Но добиться такой компенсации проблематично.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) не создала эффективных инструментов, которые позволили бы обычному потребителю быстро и качественно решить подобную проблему.
Как показывает практика, большинство украинцев не доверяют существующей судебной системе, поэтому не готовы тратить на судебные процессы время и деньги.
Но, как говориться, дорогу осилит идущий. И не следует забывать о возможности компенсации причинённого неправомерными действиями поставщиков коммунальных услуг морального вреда.
О правовых основаниях и порядке такой компенсации говорилось в прошлом выпуске газеты.
Популярное
15:10, 17 сен 2024
Неповнолітній кам’янчанин з розумовою відсталістю спалив майна на понад 3,8 млн грн
08:32, 31 янв 2025
Топ обсуждаемых
окупанти загрожують Україні з Чорного моря "Калібрами" - загальним залпом до 4 ракет
07:08, 8 мар 2025
07:39, 8 мар 2025
КОММЕНТАРИИ — 0