Чем отличается введение чрезвычайной ситуации от введения чрезвычайного положения

13:48, 25 мар 2020 , Новости Каменского
Чем отличается введение чрезвычайной ситуации от введения чрезвычайного положения

Перед угрозой здоровью и жизни все остальные проблемы становятся второстепенными. Подавляющее большинство обращений наших читателей в редакцию газеты связаны с самой актуальной темой сегодняшнего дня – противодействию коронавирусу.

Павел Верезуб

 

Законодательные нововведения, связанные с осуществлением мероприятий в борьбе коронавирусом, порождают большое количество вопросов.

Один из вопросов, который был задан юристу газеты, звучал так:

«Чем отличается введение чрезвычайной ситуации от введения чрезвычайного положения?»

 

Чрезвычайная ситуация

 

В Украине с сегодняшнего дня введена чрезвычайная ситуация. Введение чрезвычайной ситуации следует отличать от введения чрезвычайного положения.

Согласно действующему законодательству Украины чрезвычайная ситуация - это обстановка на отдельной территории (или предприятии, водном объекте и т.п.), которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения.

Ее причинами могут быть катастрофа, авария, пожар, стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия (повальная болезнь животных), эпифитотия (распространение инфекционных заболеваний растений на большой территории), применение средств поражения или другие опасные события.

Как правило, такие обстоятельства приводят к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, причинения значительного материального ущерба, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте (или осуществления там хозяйственной деятельности).

Решение о введении на отдельной территории чрезвычайной ситуации принимается на местном уровне.

Таким образом, в обстановке распространения заболевания, несущего смертельную опасность, есть правовые основания для введения чрезвычайной ситуации.

Ещё до введения в Украине чрезвычайной ситуации, в соответствии со статьей 29 Закона Украины "О защите населения от инфекционных заболеваний", в целях предотвращения распространения острого респираторного заболевания, вызванного короновирусом Постановлением Кабинета Министров Украины № 211 от 11 марта 2020 г. "О противодействии распространению на территории Украины острого респираторного заболевания COVID-19» с 12 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года введён карантин по всей Украине.

 

В связи с введением карантина запрещено:

 

1) посещение учебных заведений абитуриентами до 24 апреля 2020 года;

2) от 00 ч. 15 мин. 17 марта до 24 апреля 2020 года проводить все массовые (культурные, развлекательные, спортивные, социальные, религиозные, рекламные и другие) мероприятия, в ходе которых принимают участие более 10 человек, кроме мероприятий, необходимых для обеспечения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) с 00 ч. 01 мин. 17 марта до 24 апреля 2020  г. работу субъектов хозяйствования, которая предусматривает приём посетителей, в частности, заведений общественного питания (ресторанов, кафе и т.п.), торгово-развлекательных центров, иных заведений развлекательной деятельности, фитнес-центров, заведений культуры, торгового и бытового обслуживания населения, кроме розничной торговли продуктами питания, топливом, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского предназначения, средствами связи, осуществления банковской и страховой деятельности, а также торговой деятельностии деятельности по оказанию услуг по общественному питанию с применением адресной доставки заказов при условиях обеспечения соответствующего персонала средствами ындивидуальной защиты;

4) с 12 ч. 00 мин. 18 марта до 24 апреля 2020 г.:

регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугороднем, внутриобластном и межобластном сообщении (кроме перевозки легковыми автомобилями);

перевозки более 10 пассажиров одновременно в одном транспортном средстве в городском (трамвай, троллейбус) та автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки по городским маршрутам в обычном режиме движения;

перевозки более 10 пассажиров одновременно в автобусах, которые выполняют регулярные перевозки по городским автобусным маршрутам в режиме маршрутного такси;

заезд на территорию автостанций автобусов, которые осуществляют перевозку пассажиров в пригородном, междугороднем внутриобластном и межобластном сообщении, реализацию собственниками автостанций билетов автомобильным перевозчикам, которые выполняют такие перевозки;

5) с 17 марта по 24 апреля 2020 г. перевозки пассажиров метрополитенами городов Киева, Харькова и Днепра;

6) с 12 ч. 00. М. 18 марта по 24 апреля 2020 г. перевозку пассажиров железнодорожным транспортом во всех видах внутреннего сообщения (пригородном, городском, региональном и дальнем). Разрешается осуществление акционерным обществом «Украинская железная дорога» отдельных пассажирских рейсов во внутреннем железнодорожном сообщении, решение по которым принимается в каждом отдельном случае по согласованию с Министерством инфраструктуры и Министерством охраны здоровья, а также отдельных пассажирских рейсов в международном железнодорожном сообщении, решения по которым принимается в каждом отдельном случае по согласованию с Министерством инфраструктуры, Министерством иностранных дели Администрацией государственной пограничной службы.

Обеспечение организации и контроль за выполнением требований этого постановления возложено на министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Киевскую городскую государственную администрацию вместе с органами местного самоуправления.

Кроме того, Министерству охраны здоровья поручено временно приостановить проведение плановых мероприятий по госпитализации и плановых операций, кроме срочных и неотложных, обеспечить максимальную готовность та перепрофилирование медицинских учреждений для приёма и лечения инфицированных больных в тяжёлом состоянии. 

 

Чрезвычайное положение

 

Введение чрезвычайного положения имеет более сложный правовой механизм и дает большую возможность правомерно ограничивать права и свободы человека, в том числе и конституционные.  Например, устанавливать комендантский час, ограничивать свободу передвижения, свободу мирных собраний, временная или постоянная эвакуация, привлечение граждан к проведению аварийно-спасательных работ, отстранение от работы на период чрезвычайного положения и пр.

Введение чрезвычайного положения в Украине регулируют два законодательных акта - Конституция Украины и специальный Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Согласно ст. 1 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»: чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает возможность правомерно ограничивать права и свободы человека. 

Введение чрезвычайного положения утверждает исключительно Верховная Рада Украины по обращению Президента Украины. 

Чрезвычайное положение в Украине можно вводить только на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток.

Мероприятия, которые могут начать действовать с введением чрезвычайного положения:

- установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;

- ограничения движения транспорта и их осмотр;

- усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

- запрет на проведение массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;

- запрет забастовок;

- принудительном отчуждении или изъятии имущества у юридических и физических лиц.

В условиях чрезвычайного положения нельзя вносить изменения в Конституцию и проводить любые выборы. 

Законом предусмотрены также дополнительные меры режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера. 

На сегодня парламент ограничился принятием законов, направленных на борьбу с распространением коронавирусной болезни COVID-1.

О них пойдёт разговор в следующем выпуске газеты.

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых