Правление НБУ выдало очередной шедевр: Теперь ваши деньги – это не ваши деньги, вы под колпаком
Клоуну в цирке можно все. Именно такие мысли приходят в голову, когда читаешь свежайший, с пылу-жару, шедевр Правления НБУ, изданный 19.05.2020 под названием "Индикаторы подозрительности финансовых операций".
Если в стране наступает эпоха цирка, то одно из двух: вы будете либо на арене, либо в зрительном зале, пишет сайт investgazeta..
Когда вы на арене, все ясно. Но то, что вы в зале, не гарантирует вас от участия в представлении: как известно, в цирке клоун в любой момент может пойти по залу и сесть вам на колени или вытащить вас на арену и сделать с вами все что захочет: от облить из ведра водой до всунуть в руки гадюку. Это ведь смешно, гадюка у зрителя в руках. Это ведь проделал клоун, ему можно.
Клоуну в цирке можно все. Именно такие мысли приходят в голову, когда читаешь свежайший, с пылу-жару, шедевр Правления НБУ, изданный 19.05.2020 под названием "Индикаторы подозрительности финансовых операций". Длиннейший список из полутора сотен пунктов я читал сначала сам. Когда понял, что это мне снится, собрал юристов, и мы стали читать с юристами. Почти в слух. Почти по ролям.
Юристы много смеялись, это циничная профессия, и они не учредители и не фины, к делу отношения не имеют, почему б не посмеяться. Постанова НБУ очень напоминает студенческий стишок про голую старушку, слыхали такой в студенчестве? "Ехала в трамвае голая старушка, голова седая, морщинистое брюшко, тоненькие ноги, высохшие груди, и во всем трамвае улыбались люди. И как не засмеяться, как не улыбнуться, голая старушка - это ж еба**ться!"
Именно такой вывод напрашивается после прочтения списка признаков и ситуаций, которые палят клиента как подозрительного со всеми вытекающими последствиями. Это составлено, издано и предписано для всех банков. Это - обоснование того, почему вас уличат в подозрительной финансовой деятельности и возьмут за жабры.
Что вошло в список признаков, по которым вы подозрительны и неправы? А просто всё. Вообще всё, чтобы долго не размышлять. Ибо банки давно надо превратить в армию. По заветам Петра Первого: чтобы вид имели подтянутый и придурковатый, дабы своим размышлением не смущать начальствующего. В нашем случае - НБУ.
Но к списку. Абсолютно все ваши действия в банке теперь попадают под определение подозрительных. Приносите налик – неправы. Не приносите налик – неправы. Снимаете налик – очень неправы. Появляетесь редко – неправы. Появляетесь часто – неправы. Появлялись раньше редко, а теперь часто – очень неправы. По счетам есть движение – подозрительно. По счетам нет движения - подозрительно.
Заходят деньги от контрагентов – не правы. Заходят от контрагентов, которые не похожи (для кого?) на контрагентов - неправы. Нервничаете в отделении – подозрительно. Не нервничаете – еще подозрительнее. Объясняете, что за платеж и зачем – точно жулик. Не объясняете – тоже. Пришли с посторонними – плохо. Пришли сами – плохо.
Я мог бы говорить об этой постанове вечно. А лучше было бы положить документ на музыку и пропеть. Целиком. Я бы назвал это музыкальное произведение "Ария Йолопа".
Всего несколько цитат, с моими комментариями:
- Клієнт не може зрозуміло пояснити, у чому полягає його ділова діяльність. Я, конечно объясню, а если представник банка меня не поймет? А он точно поймет? А он знает специфику? Не думаю. А если я косноязычен и скуден языком, а представник банка туповат? И я при этом делаю не скамейки, а занимаюсь венчурными инвестициями в странах Залива?
- Клієнт має велику кількість рахунків або платіжних карток, потреба у яких не є зрозумілою або не відповідає його бізнес-потребам. Не зрозумилою, опять же - кому? И кто кроме меня может точно определить, сколько именно карт и счетов мне необходимо? Менеджер банка, миллениалка Карина может? Которая не в курсе, что Кот Д"Ивуар - это страна, а не кошачья кличка? И что Босния и Герцоговина - это не два села в Закарпатье, а одно государство? А начальник отделения, какой-нибудь Пупкин В.В - может? Это точно?
- Клієнт (представник клієнта) нервує без видимих причин або проявляє нетипову поведінку. В точку! Мы ж приходим в банк не тогда, когда проблемы, а как на праздник. И никогда не нервничаем, когда миллениалка Карина и Пупкин В.В. запутают простой вопрос потому, что тупят.
- Клієнт (представник клієнта) наполягає на терміновості проведення фінансової операції, демонструючи нервову поведінку, без наявності очевидних на те причин (підстав). Конечно, мы же проводим все платежи и все операции с контрагентами за полгода вперед. А лучше - за год. Не бывает у честных коммерсов срочных платежей. Не бывает.
- Інформація, надана клієнтом (представником клієнта), суперечить тій, що міститься в публічних джерелах. Конечно, в публичных джерелах - скрижаль правды. Я бы добавил: "и на заборе". А то, что я расскажу сам - заведомо брехня. Сразу видно - жулик. В интернете четко написано: рейдер, глава ОПГ и особо крупное уклонение от налогов. А я рассказываю, что нет. Но в интернете-то написано! Не отвертишься, гад!
- Фінансові операції за рахунком фізичної особи не відповідають ризик-профілю клієнта (зокрема віку, професії, доходам). То есть если сантехник проводит деньги за израильскую косметику, все, спалился. Сразу видно преступника. Потому что сантехник может проводить деньги только за сантехнику. И ежу понятно. Ну не педик же он, косметику покупать. Ведь в открытых джерелах написано: "Сантехник. Муж на час". Раз муж - какая косметика?
- Подаючи заявку на отримання платіжної картки поштою, клієнт зазначає адресу, яка невідома банку. Если б я подавал банку все адреса, на которых жил в каждый конкретный отрезок времени до карантина, делая по 20-30 командировок по миру в год, банк сошел бы с ума. И на некоторые из них я заказывал карты, да.
- Представники клієнта ‒ суб’єкта господарювання максимально уникають контактів з працівниками банку (відвідування відділення банку), навіть коли за звичайних умов проведення фінансової (их) операції (і) це було б для них набагато зручніше. Вот банк считает, что мне надо прийти в единственное отделение на окраине города не менее пяти раз в год, и что это удобно, ведь график работы - 10.00 - 16.00 с перерывом 12.00-14.00, приемные дни ПН-СР, а я так не считаю. И всё - злоумышленник раскрыт.
- Клієнт постійно наполягає на обслуговуванні в одного працівника банку, навіть якщо це звичайні операції, та/або припиняє здійснювати фінансові операції через банк на період відсутності конкретного працівника. А вот нравится мне миллениалка Карина, и все тут. К примеру, какие у нее большие выразительные буфера. И я не хочу общаться с другими, еще более тупыми и злобными, чем Карина. Мне неприятно. Но нет, НБУ не проведешь - это признак финансового преступления.
- Проведення декількох фінансових операцій клієнтом протягом одного дня в одному відділенні, але з очевидною спробою обслуговуватися у різних працівників банку (клієнтського менеджера або касира). Мы, бывало, отправляли за день десятки платежей и тем и этим. И нам было вообще фиолетово, кто там это делает, лишь бы деньги ушли и нам перестали обрывать скайп и мозги. И нас обслуживали все, к кому короче очередь. Тем более странно, что п.26 противоречит п. 23, про любимую миллениалку Карину.
Пункт 72 насчет использования сейфов придется процитировать целиком, так он хорош, и у меня лишь один вопрос: а вы точно уверены, что все нижеперечисленное - это не мое личное дело, а ознака подозрительности для банка?
- поведінка клієнта щодо використання сейфа є незвичною (наприклад, клієнт часто відвідує сховище разом із сторонніми особами або приїжджає із сумками, за допомогою яких можна перевозити готівку у великих розмірах);
- клієнт використовує декілька (не менше трьох) сейфів; тут не удержусь. В одном сейфе у меня нал, во втором -документы, в третьем - золото. И нужен еще четвертый.
- послугами сейфів користується суб’єкт господарювання, для господарської діяльності якого використання послуг сейфів не є характерним;
- клієнт проводить незвично тривалий час у сховищі (більше 15 хвилин);
- клієнт відвідує сховище перед тим, як внести готівку на рахунок, відкритий у тому самому банку, де він користується послугами сейфа;
- поведінка клієнта щодо використання сейфа суттєво змінилася (наприклад, раніше клієнт відвідував сховище один раз на рік, тоді як зараз ‒ три рази на тиждень);
- послугами сейфа користується інша особа (за довіреністю).
Это только малая часть, если бы я взялся комментировать все, что порадовало нас всех в этом документе, получился бы двухтомник.
Если вам интересно, что там было дальше, и когда именно вы окажетесь кругом неправы и когда вас возьмут за задницу за противоправную финансовую деятельность и заморозят счета - это вам к первоисточнику, припасть к родникам державной мудрости.
Я лишь скажу одно: банков в Украине много, и в каждом банке разные люди, по многолетним наблюдениям - один другого краше. И при отсутствии надежного критерия или опытного специалиста, хотя бы по неадекватному/адекватному поведению, и это самое простое, остальное требует консилиума из десятка-двух экспертов во всем, наклеивание лично на вас той или иной ознаки подозрительной деятельности - это вопрос фантазии и произвола, а также частных взглядов на мир работников банка.
Как насчет того, чтобы судьба ваших денег зависела от мнения о вас, высосанного из пальца миллениалкой Кариной или Пупкиным В.В? А не надо было из страны устраивать цирк. Сами виноваты. Вы ведь это все потому провернули, что являетесь индикаторами подозрительности. А страдаем мы, честные овнеры. Все в белом. Нехорошо.
Но проблема в другом. Когда вы дочитаете список, вы поймете: ваши деньги - это не ваши деньги. Вы под колпаком. Этот документ выглядел бы как грозное закручивание гаек, если бы появился в СССР времен Андропова. Но закручивание гаек невозможно, когда вызывает смех. Поэтому это просто очередной пук в муку, но какой шикарный! Наслаждайтесь!
Дмитрий Томчук
Основатель инвестиционного фонда Fison,
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
У Кам’янському районі зловмисник силомиць вивіз працівника заправки з робочого місця і побив
18:49, 27 июн 2024
Топ обсуждаемых
07:00, 9 янв 2025
КОММЕНТАРИИ — 0