Кому придет «письмо счастья»?
20 мая Кабинет Министров Украины принял решение о том, что с 1 июня в Украине снова запускается система автоматической фото - и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения (дальше - ПДД).
Прежде всего, о необходимости её сведения говорят статистические данные.
В среднем по Украине ежесуточно в дорожно-транспортных происшествиях (далее- ДТП) погибает около 9 человек, 90 человек травмируются. За годы независимости в Украине в результате ДТП погибли 174 тыс. человек, 1,264 млн. - получили травмы.
Система автоматической фиксации ДТП техническими средствами с последующим привлечением нарушителей к ответственности является эффективным методом наведения порядка на дорогах.
Водители - нарушители снова начнут получать письма с наложенным штрафом, которые в народе иронично называют «письма счастья».
Вот только найдут ли эти письма надлежащего адресата?
Ведь получателями пресловутых писем не обязательно будут непосредственно водители-нарушители. Транспортным средством могут управлять разные лица, а постановление об уже наложенном штрафе полиция, как правило, направляет тому, кто зарегистрирован владельцем транспортного средства.
И этот вопрос, который сопутствует очередной инициативе нашего правительства привлекать к ответственности за нарушения ПДД без участия привлекаемого лица - не единственный.
Сначала штрафуем, потом разбираемся
Но, ещё один вопрос, который сам собой напрашивается можно сформулировать так: Чего нашим государственным мужам не хватает в большей степени: памяти или сознательного отношения к конституционным правам своих сограждан?
Если памяти, то хотелось бы напомнить, что подобную историю с «письмами счастья» мы уже проходили чуть более десяти лет назад.
Тогда правовой базой для привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения посредством направления «писем счастья» было введение двух правовых норм.
Первая – это ст. 14-1 Кодекса об административных правонарушениях Украины предусматривала, что «к административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (совладельцы) транспортных средств.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении нарушения, другим лицом, владелец (совладелец) транспортного средства может в течение десяти дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа сообщить о соответствующих обстоятельствах (транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица, выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц и т.п.) орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания. На период выяснения и проверки этих обстоятельств исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается до момента установления лица, совершившего это правонарушение».
Правовая норма выглядит абсурдно. Закон и здравый смысл указывают на то, что к административной ответственности может быть привлечено только лицо, признанное виновным в совершении правонарушения.
Вторая правовая норма, которая использовалась для обоснования «писем счастья» - ч. 6 ст. 258 Кодекса об административных правонарушениях Украины. Согласно ей, «в случае выявления административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированного с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, привлекаемому к административной ответственности».
Эта правовая норма является существенным нарушением конституционных прав, не отвечает базовым принципам привлечения к административной ответственности и, прежде всего, права на защиту.
И почему, собственно, без участия лица, привлекаемого к административной ответственности? Почему нельзя использовать материалы видеофиксации сначала для открытия производства, оповестить об этом привлекаемое лицо, дать возможность поучаствовать в деле, разобраться, а уже затем штрафовать, при наличии на то оснований? Почему предлагается сначала наложить взыскание, а уж затем разбираться, да ещё включая счётчик (если не заплатишь вовремя - штраф увеличится)? Почему всё надо делать через обратный проход?
В 2010 году Конституционный суд Украины решением Конституционного Суда № 23-рп/2010 от 22.12.20100 пришел к выводу, что положения ст. 14-1 и ч. 6 ст. 258 Кодекса Украины об административных правонарушениях не соответствуют требованиям части второй статьи 8, статьи 22, частей первой, второй статьи 24, части второй статьи 61, статей 62, 64 Конституции Украины.
В указанных нормах Основного Закона государства речь идёт о верховенстве права, гарантиях со стороны государства на соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, персонифицированности (индивидуальности) привлечения к юридической ответственности, доказательстве вины.
В 2015 году КСУ указал, что составление постановления о штрафе непосредственно на дороге, когда водитель не имеет времени для обращения за правовой помощью – это нарушение его прав.
Извините, но не до конституционных прав
И вот снова внедряется порядок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, как говорится «без суда и следствия», в случае выявления таких нарушений техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. При этом нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые были признаны судом конституционной юрисдикции неконституционными, так и не претерпели никаких изменений.
А посмотрите с какой обворожительной улыбкой со своей странички в Фейсбуке, сообщает нам министр внутренних дел господин Арсен Аваков о том, что правоохранительные органы снова «наступают на старые грабли». Его можно простить, как человека, не имеющего юридического образования, который может не понимать юридической природы правоотношений, не иметь представления об обязательных элементах состава административного правонарушения. Но не понимать важности соблюдения норм Основного Закона государства человеку, занимающему такой пост – это уже не простительно.
Не простительно и законодательному органу – парламенту Украины игнорировать решения органа конституционной юрисдикции – Конституционного Суда Украины, которыми признаны неконституционными нормы отечественного законодательства, регламентирующие привлечение к административной ответственности, в случае фиксации нарушений ПДД техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
Поэтому, перед стартом системы автоматической фото - и видеофиксации нарушений ПДД необходимо было провести кропотливую роботу по приведению нормативной базы, на основании которой будут рассылаться «письма счастья», в соответствие требованиям Конституции Украины.
Впрочем, для парламентариев есть и оправдание. Последние месяцы, перед стартом системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД, наши труженики законодательного фронта, не снимая масок и перчаток, в условиях карантина усердно работали над законами о продаже земли, о языке, о банковской деятельности.
В общем, было не до конституционных прав граждан, собственников транспортных средств, которые обязательно будут нарушаться после старта автоматической фото - и видеофиксации нарушений ПДД и привлечении к административной ответственности посредством «писем счастья»
А сценарий с наложениями штрафов, в случае фиксации нарушений ПДД системой автоматической фото- и видеофиксации, думаю, будет иметь следующие возможные варианты:
1) полиция будет привлекать собственников транспортных средств к ответственности за нарушения ПДД, зафиксированные техническими средствами, попирая Основной Закон. Суды будут завалены административными исками с требованиями отменить незаконно наложенные штрафы; чаще всего такие иски будут удовлетворены на основании существенных нарушений прав лиц, привлечённых к административной ответственности; компания по такому привлечению продлиться недолго, но кое-что «накосить» в бюджет удастся;
2) законодатель будет вынужден всё-таки привести в соответствие конституционным нормам порядок привлечения к административной ответственности посредством «писем счастья», практика будет отработана, техника усовершенствована и принесёт свои положительные плоды.
Возможны и другие варианты…
Павел Верезуб
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
У Кам’янському районі зловмисник силомиць вивіз працівника заправки з робочого місця і побив
18:49, 27 июн 2024
Топ обсуждаемых
07:00, 9 янв 2025
КОММЕНТАРИИ — 0