История внесения изменений в Конституцию Украины

День Конституции Украины – государственный праздник, закрепленный в самой Конституции Украины.
Конституция Украины была принята почти через шесть лет после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины. Это говорит о том, что становлению Украины, как конституционного государства, предшествовал тщательный подготовительный процесс. Но как нерадивый студент накануне экзамена наш парламент перед принятием Основного Закона не спал.
В ночь с 27 на 28 июня 1996 года народные депутаты голосовали за каждую конституционную норму отдельно. Влияло ли на голосование внутренние убеждения нардепов или ими руководили физиологические потребности, но к утру 28 июня Конституция Украины была принята и считается одной из самых демократичных среди конституций европейских государств.
Согласно принятой Конституции, Украина является суверенным, независимым, социальным и правовым государством. Статьями Основного Закона предусмотрены основные права и свободы человека и гражданина, структура высших органов государственной власти, административно-территориальное устройство государства, порядок внесения изменений в Конституцию.
Но практически сразу после принятия Конституции Украины начались процессы по внесению в неё изменений.
Референдум об изменении Конституции в 2000 году
В августе 1999 года, за три месяца до очередных президентских выборов, Президент Украины Леонид Кучма высказался за проведение всенародного референдума с целью внесения изменений в Конституцию Украины.
15 января 2000 года Л. Кучма подписал Указ о проведении референдума.
16 апреля 2000 года прошло голосование по всенародному референдуму по четырём вопросам (за или против):
- о введении двухпалатного парламента;
- о праве президента распускать парламент, если в течение месяца он не сформирует постоянно действующее большинство или в течение трёх месяцев не утвердит бюджет;
- о сокращении депутатов с 450 до 300;
- о лишении депутатов неприкосновенности[15].
По всем четырём вопросам проголосовавшие высказались за внесение соответствующих изменений в Конституцию. Тем не менее, референдум не привёл ни к какому юридическому продолжению.
Конституционная реформа 2004 года
. В 2004 году Парламент все же принял изменения в Конституцию, поменяв государственное устройство на парламентско-президентское. Таким образом были ограничены президентские полномочия и значительно расширены парламентские и правительственные.
Конституционная реформа Ющенко
25 августа 2007 года Президент В. Ющенко подписал Указ о всенародном обсуждении конституционной реформы. Планировалось, что до 1 декабря 2009 г. пройдёт всенародное обсуждение, после чего будет объявлен референдум.
Однако политическое влияние В. Ющенко и среди «синего», и среди «оранжевого» электората было уже настолько мало, что эта его инициатива не получила практического воплощения.
Конституция и Янукович
В 2010 году Президент Украины Виктор Янукович и подконтрольная ему Партия регионов направила на рассмотрение Конституционного Суда Украины запрос о законности проведения в 2004 году конституционной реформы. После чего Конституционный Суд Украины без согласования с Верховной Радой Украины отменил Конституцию 2004 года и вернул Конституцию 1996 года.
Однако согласно Конституции Украины, изменения в тексте Конституции Украины могут быть приняты только Верховной Радой Украины, то есть требуется провести голосование на двух сессиях Верховной Рады с соблюдением всех процедур (в частности, согласно статьям 155 и 156 Конституции Украины в редакциях и 1996, и 2004 годов, требуется чтобы за изменения Конституции проголосовало «конституционное большинство» в 300 голосов).
Политики оппозиционного лагеря (прежде всего Юлия Тимошенко) заявили, что Конституционный Суд по поручению президента Януковича — совершил антиконституционный переворот, в результате чего президент Янукович присвоил себе право на формирование правительства.
5 октября 2010 года Парламентская Ассамблея Совета Европы обратилась к «Венецианской комиссии» с просьбой дать оценку решению Конституционного Суда Украины об отмене реформы 2004 года.
18 декабря 2010 года «Венецианская комиссия» составила своё мнение, в котором назвала «крайне необычным для европейского конституционного права» тот факт, что поправки к Конституции Украины были признаны Конституционным судом Украины «противоречащими Конституции» после того, как они действовали шесть лет.
Возвращение к Конституции в редакции 2004 года
21 февраля 2014 года Верховная Рада Украины проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 года.
Таким образом, в Украину снова вернулся парламентско-президентская республика.
Внесение изменений в части децентрализации
2 июля 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подал в Парламент законопроект о децентрализации и внесении изменений в Конституцию. Согласно документу, в Конституцию вводятся изменения в части финансовой децентрализации регионов, введения института префектов, предоставления Президенту права распускать местные советы, а также придания особого статуса временно оккупированным территориям (так называемым «ДНР» и «ЛНР»). Этот проект закона нардепы поддержали лишь в первом чтении.
Судебная реформа
Тем не менее, при Президенте Порошенко 2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла законопроект о судоустройстве, внеся при этом изменения в Конституцию Украины.
В Конституции Украины был отменён раздел «Прокуратура», внесены статьи, перевернувшие с «ног на голову» институт представительства в суде, внедрена адвокатская монополия. Качество «внедрённых» конституционных норм существенно усложнило возможность осуществления правовой защиты.
Закрепление европейского и евроатлантического курса Украины
В сентябре 2018 года президент Порошенко внёс в парламент проект изменений в Конституцию страны, предусматривающий закрепление в ней европейского и евроатлантического курса Украины.
7 февраля 2019 года Верховная рада приняла этот законопроект[57], после чего 19 февраля Порошенко его подписал.
Таким образом, в преамбуле Конституции закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины», а в ст. 102 полномочия главы государства были расширены: он стал «гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора».
Изменения в Конституции, предлагаемые президентом Зеленским
3 сентября Верховная Рада Украины IX созыва поддержала во втором чтении и в целом законопроект об отмене неприкосновенности народных депутатов. Таким образом из ст. 80 Конституции удаляются два абзаца о том, что депутатам гарантируется неприкосновенность и без согласия Верховной рады их нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Депутатская неприкосновенность отменена с 1 января 2020 года].
30 августа Президент Зеленский внёс в парламент проект закона о внесении изменений в статью 81 Конституции о дополнительных основаниях досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины].
30 августа Зеленский внёс в парламент проект закона, которым предлагается уменьшить состав Верховной рады до 300 народных депутатов, ввести чисто пропорциональную избирательную систему и языковой ценз (владение государственным языком) для кандидатов в депутаты.
3 сентября Рада направила в Конституционный суд президентский законопроект, которым предлагается предоставить Президенту право формировать Национальное антикоррупционное бюро, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований, а также образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначать на должности и освобождать от должностей их членов.
3 сентября Рада направила в Конституционный суд президентский законопроект, которым предлагается предоставить право законодательной инициативы народу Украины.
К сожалению, все перечисленные манипуляции с Основным Законом государства не имеют ничего общего с реальным обеспечением гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, не способствуют укреплению государственности и территориальной целостности Украины.
Наоборот, мотивацией таких действий зачастую является борьба за власть, популизм, а игнорирование требований самих конституционных норм при внесении изменений в Конституцию Украины могут привести к разрушительным последствиям для государства и его граждан.
Павел Верезуб
Популярное
15:10, 17 сен 2024
Неповнолітній кам’янчанин з розумовою відсталістю спалив майна на понад 3,8 млн грн
08:32, 31 янв 2025
Топ обсуждаемых
10:41, 10 мар 2025
1190 окупантів, 65 артсистем, 138 авто ворога знищили за минулу добу українські воїни
12:09, 10 мар 2025
КОММЕНТАРИИ — 0