История внесения изменений в Конституцию Украины

10:02, 1 июл 2020 , Новини Кам'янського
История внесения изменений в Конституцию Украины

День Конституции Украины – государственный праздник, закрепленный в самой Конституции Украины.

Конституция Украины была принята почти через шесть лет после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины. Это говорит о том, что становлению Украины, как конституционного государства, предшествовал тщательный подготовительный процесс. Но как нерадивый студент накануне экзамена наш парламент перед принятием Основного Закона не спал.   

В ночь с 27 на 28 июня 1996 года народные депутаты голосовали за каждую конституционную норму отдельно. Влияло ли на голосование внутренние убеждения нардепов или ими руководили физиологические потребности, но к утру 28 июня Конституция Украины была принята и считается одной из самых демократичных среди конституций европейских государств.

Согласно принятой Конституции, Украина является суверенным, независимым, социальным и правовым государством. Статьями Основного Закона предусмотрены основные права и свободы человека и гражданина, структура высших органов государственной власти, административно-территориальное устройство государства, порядок внесения изменений в Конституцию.

Но практически сразу после принятия Конституции Украины начались процессы по внесению в неё изменений.  

 

Референдум об изменении Конституции в 2000 году  

В августе 1999 года, за три месяца до очередных президентских выборов, Президент Украины Леонид Кучма высказался за проведение всенародного референдума с целью внесения изменений в Конституцию Украины.

15 января 2000 года Л. Кучма подписал Указ о проведении референдума.

16 апреля 2000 года прошло голосование по всенародному референдуму по четырём вопросам (за или против):

- о введении двухпалатного парламента;

- о праве президента распускать парламент, если в течение месяца он не сформирует постоянно действующее большинство или в течение трёх месяцев не утвердит бюджет;

- о сокращении депутатов с 450 до 300;

- о лишении депутатов неприкосновенности[15].

По всем четырём вопросам проголосовавшие высказались за внесение соответствующих изменений в Конституцию. Тем не менее, референдум не привёл ни к какому юридическому продолжению.

 

Конституционная реформа 2004 года

.           В 2004 году Парламент все же принял изменения в Конституцию, поменяв государственное устройство на парламентско-президентское. Таким образом были ограничены президентские полномочия и значительно расширены парламентские и правительственные.

 

Конституционная реформа Ющенко

 25 августа 2007 года Президент В. Ющенко подписал Указ о всенародном обсуждении конституционной реформы. Планировалось, что до 1 декабря 2009 г. пройдёт всенародное обсуждение, после чего будет объявлен референдум.

 Однако политическое влияние В. Ющенко и среди «синего», и среди «оранжевого» электората было уже настолько мало, что эта его инициатива не получила практического воплощения.

 

Конституция и Янукович

В 2010 году Президент Украины Виктор Янукович и подконтрольная ему Партия регионов направила на рассмотрение Конституционного Суда Украины запрос о законности проведения в 2004 году конституционной реформы. После чего Конституционный Суд Украины без согласования с Верховной Радой Украины отменил Конституцию 2004 года и вернул Конституцию 1996 года.

Однако согласно Конституции Украины, изменения в тексте Конституции Украины могут быть приняты только Верховной Радой Украины, то есть требуется провести голосование на двух сессиях Верховной Рады с соблюдением всех процедур (в частности, согласно статьям 155 и 156 Конституции Украины в редакциях и 1996, и 2004 годов, требуется чтобы за изменения Конституции проголосовало «конституционное большинство» в 300 голосов).

Политики оппозиционного лагеря (прежде всего Юлия Тимошенко) заявили, что Конституционный Суд по поручению президента Януковича — совершил антиконституционный переворот, в результате чего президент Янукович присвоил себе право на формирование правительства.

5 октября 2010 года Парламентская Ассамблея Совета Европы обратилась к «Венецианской комиссии» с просьбой дать оценку решению Конституционного Суда Украины об отмене реформы 2004 года.

 18 декабря 2010 года «Венецианская комиссия» составила своё мнение, в котором назвала «крайне необычным для европейского конституционного права» тот факт, что поправки к Конституции Украины были признаны Конституционным судом Украины «противоречащими Конституции» после того, как они действовали шесть лет.

 

Возвращение к Конституции в редакции 2004 года

21 февраля 2014 года Верховная Рада Украины проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 года.

Таким образом, в Украину снова вернулся парламентско-президентская республика.

 

Внесение изменений в части децентрализации

2 июля 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подал в Парламент законопроект о децентрализации и внесении изменений в Конституцию. Согласно документу, в Конституцию вводятся изменения в части финансовой децентрализации регионов, введения института префектов, предоставления Президенту права распускать местные советы, а также придания особого статуса временно оккупированным территориям (так называемым «ДНР» и «ЛНР»). Этот проект закона нардепы поддержали лишь в первом чтении.

 

Судебная реформа

Тем не менее, при Президенте Порошенко 2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла законопроект о судоустройстве, внеся при этом изменения в Конституцию Украины.

В Конституции Украины был отменён раздел «Прокуратура», внесены статьи, перевернувшие с «ног на голову» институт представительства в суде, внедрена адвокатская монополия. Качество «внедрённых» конституционных норм существенно усложнило возможность осуществления правовой защиты.  

 

Закрепление европейского и евроатлантического курса Украины

В сентябре 2018 года президент Порошенко внёс в парламент проект изменений в Конституцию страны, предусматривающий закрепление в ней европейского и евроатлантического курса Украины.

7 февраля 2019 года Верховная рада приняла этот законопроект[57], после чего 19 февраля Порошенко его подписал.

Таким образом, в преамбуле Конституции закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины», а в ст. 102 полномочия главы государства были расширены: он стал «гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора».

 

Изменения в Конституции, предлагаемые президентом Зеленским

3 сентября Верховная Рада Украины IX созыва поддержала во втором чтении и в целом законопроект об отмене неприкосновенности народных депутатов. Таким образом из ст. 80 Конституции удаляются два абзаца о том, что депутатам гарантируется неприкосновенность и без согласия Верховной рады их нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Депутатская неприкосновенность отменена с 1 января 2020 года].

30 августа Президент Зеленский внёс в парламент проект закона о внесении изменений в статью 81 Конституции о дополнительных основаниях досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины].

30 августа Зеленский внёс в парламент проект закона, которым предлагается уменьшить состав Верховной рады до 300 народных депутатов, ввести чисто пропорциональную избирательную систему и языковой ценз (владение государственным языком) для кандидатов в депутаты.

3 сентября Рада направила в Конституционный суд президентский законопроект, которым предлагается предоставить Президенту право формировать Национальное антикоррупционное бюро, назначать на должности и освобождать от должностей директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований, а также образовывать независимые регуляторные органы, осуществляющие государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначать на должности и освобождать от должностей их членов.

3 сентября Рада направила в Конституционный суд президентский законопроект, которым предлагается предоставить право законодательной инициативы народу Украины.

К сожалению, все перечисленные манипуляции с Основным Законом государства не имеют ничего общего с реальным обеспечением гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, не способствуют укреплению государственности и территориальной целостности Украины.        

Наоборот, мотивацией таких действий зачастую является борьба за власть, популизм, а игнорирование требований самих конституционных норм при внесении изменений в Конституцию Украины могут привести к разрушительным последствиям для государства и его граждан.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых