Коммунальное рабство как новая модель отношений

11:06, 8 июл 2020 , Новости Каменского
Коммунальное рабство как новая модель отношений

Вместо того, чтобы навести порядок в сфере жилищно-коммунальных услуг, снизить тарифы и разобраться с истинными причинами катастрофических масштабов задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, «слуги народа» пошли иным путём: возложить решение проблемы на плечи самого народа, непомерно повышая тарифы, и полностью разрушив правовую основу жилищно-коммунальных отношений.

Телефонный разговор юриста с читательницей нашей газеты осложнялся сильным эмоциональным волнением собеседницы. Она рассказала о том, что из-за отсутствия денег вынуждена была отказаться от поставки газа в её квартиру. Прекращая отношения с поставщиком газа, она рассчиталась со всеми долгами за потреблённый газ. Для этого взяла кредит. Но после того, как полгода не пользовалась газом, снова получила платёжку с начисленной задолженностью по оплате за его поставку.

С ситуацией, в которую попала жительница нашего города ещё надо разбираться. Но в рубрике «Точка ответственности» разговор опять пойдёт о наболевшем.   

 

«Страна невыученных уроков»

 

Вместо того, чтобы навести порядок в сфере жилищно-коммунальных услуг, снизить тарифы и разобраться с истинными причинами катастрофических масштабов задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, «слуги народа» пошли иным путём: возложить решение проблемы на плечи самого народа, непомерно повышая тарифы, и полностью разрушив правовую основу жилищно-коммунальных отношений.

Так, согласно поданному в Верховную Раду Украины законопроекту № 3613 (авторы - народные депутаты от партии "Слуга народа" Михаил Лаба, Игорь Кривошеев и Анатолий Костюх), украинцам придется не только платить грандиозные штрафы за неуплату коммуналки, но и обязательно реструктуризировать коммунальную задолженность.

В последнее время, когда читаешь предлагаемые «слугами» законопроекты, невольно вспоминается известный мультфильм о том, как «двоечник» Виктор Перестукин попал в «страну невыученных уроков». Создаётся впечатление, что разработчики новых законопроектов - выходцы из этой страны. До последнего времени правовая природа правоотношений, связанных с реструктуризацией задолженности по оплате коммунальных услуг базировалась на договорных отношениях, которые подразумевают добровольность волеизъявления потребителей услуг на такую реструктуризацию.   

В пояснительной записке к законопроекту авторы утверждают, что коммунальные предприятия Украины находятся в сложном финансовом положении из-за возросших неплатежей пользователей коммунальных услуг.

Общая сумма задолженности превышает 63 млрд гривен. Именно такие долги населения, по мнению авторов законопроекта, не дают коммунальщикам возможности платить за ресурсы (к примеру, за газ) и вести хозяйственную деятельность (осуществлять ремонт коммуникаций, платить зарплаты сотрудникам и т.д.).

Примечательно, что при таких огромных долгах нет ни одного банкрота в сфере ЖКХ, а НАК «Нафтогаз Украины" декларирует огромные прибыли.

 

Приказное производство и Вы должны!

 

Опять коммунальщикам предлагается механизм взыскания долгов по оплате коммунальных услуг через суд по упрощенной процедуре.

Упрощённая судебная процедура, по которой может быть взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом Украины в разделе «Приказное производство».

В порядке указанного производства для взыскания задолженности коммунальщики могут обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Суд рассматривает заявление о выдаче судебного приказа в течение пяти дней со дня поступления.

Рассмотрение проводится без судебного заседания и уведомления заявителя и должника.

По результатам рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа суд выдает судебный приказ или выносит определение об отказе в выдаче судебного приказа.

Судебный приказ является основанием для принудительного взыскания задолженности за счёт доходов и имущества потребителей.

После выдачи судебного приказа суд не позднее следующего дня направляет его копию (текст), содержащий информацию о веб-адресе такого решения в Едином государственном реестре судебных решений, должнику на его официальный электронный адрес или заказным письмом с уведомлением о вручении, ценным письмом с описью вложения, если официальной электронной почты должник не имеет.

Должник имеет право в течение пятнадцати дней со дня вручения копии судебного приказа и приложенных к нему документов подать заявление о его отмене в суд, который его выдал.

Одним из обязательных условий является то, что к заявлению о выдаче судебного приказа коммунальщики должны приложить копию договора, заключенного в письменной (в том числе электронной) форме, по которому предъявлено требование о взыскании денежной задолженности.

 

О переходе на новые договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг

 

В отношениях между жителями многоквартирных домов и поставщиками коммунальных услуг наступает новый этап: с 1 мая в соответствии с действующим Законом Украины “О жилищно-коммунальных услугах” потребители должны определиться, по какой форме они будут получать их от поставщиков.

Необходимость заключения новых договоров вызвана тем, что законом вводятся новые классификации жилищно-коммунальных услуг и новые модели договорных отношений. Кроме того, меняются подходы к формированию тарифов, а также вводится ответственность за ненадлежащее исполнение договора.

Кардинально меняется подход к предоставлению услуг. В платежках теперь будет постоянная составляющая — это предоставление самой услуги, а также строки с суммами за абонентское обслуживание, взнос за обслуживание домовых узлов учета тепла, горячей и холодной воды.

В индивидуальных договорах (за исключением договоров на поставки газа и электроэнергии) будет указан размер абонентской платы. Ее будут взимать даже в том случае, если за время действия договора услугой человек не воспользовался ни разу. 

Договоры должны быть заключены по типу или образцу договоров, форма которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Итак, Закон Украины “О жилищно-коммунальных услугах” предлагает на выбор три модели договорных отношений жильцов и поставщиков коммунальных услуг.

Первая модель — это индивидуальный договор. Он заключается между поставщиком услуги и каждым потребителем в отдельности, то есть — с каждым владельцем квартиры в многоквартирном доме. При такой модели договора поставщик услуги обслуживает внутридомовые сети вплоть до квартиры и отвечает за качество услуги до этой черты. Потребитель же оплачивает поставщику саму услугу, обслуживание внутридомовой сети и абонентский учет (т. е. услугу по распределению показаний общедомового счетчика между квартирами, начислению платы и работу с должниками).

Остальные две модели договоров — коллективные, их главная особенность в том, что поставщик услуги предоставляет ее только до входа в дом и отвечает за ее качество только до этой черты. Ответственность же за общедомовые сети, за их обслуживание и ремонт, за качество услуги, которая подается уже по дому в квартиру, — это проблемы жильцов и их взаимоотношений с ОСМД или управляющим их дома.

Уже сегодня можно прогнозировать, что большинство украинцев если и узнали, что до 1 мая этого года они должны были определиться с формой договора, то вряд ли предприняли какие-либо активные действия.

Правительство Украины пояснило, что если жители многоквартирного дома не смогут договориться, какой тип договора выбрать, то тогда поставщик услуги с каждым потребителем заключит договор в его усеченном варианте.

Это самый плохой для потребителя вариант. В этом случае поставщик услуги будет отвечать за ее качество только до границы дома (а не до квартиры). Все проблемы, связанные с внутридомовыми сетями, становятся проблемой жильцов.

Украинская власть, вопреки ожиданиям своих избирателей, стремится решить проблему задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за счёт потребителей "драконовскими" мерами, ставя взыскания долгов "на поток" и прописывая для этого нереально жесткие условия, загоняя наших соотечественников в коммунальное рабство. Но вряд ли это решит проблему.

Её решение возможно путём пересмотра экономической политики, изменения вектора правоотношений между потребителями и исполнителями услуг, повышения платёжеспособность потребителей услуг. А для этого, прежде всего, нужна политическая воля, которой нет.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых