«Обоснованное» противоправие. Почем нынче вода из крана?

10:00, 19 авг 2020 , Новости Каменского
«Обоснованное» противоправие. Почем нынче вода из крана?

Противодействие граждан Украины хроническому беззаконию, допускаемому в их отношении, становится не просто проявлением активной гражданской позиции нетерпимости. Защита своих прав и интересов приобретает характер борьбы за выживание.

В редакцию газеты обратился житель нашего города Бойко С.М., проживающий в частном секторе Соцгорода, который предоставил переписку с организациями, имеющими отношение к такой коммунальной услуге, как водоснабжение.

Поводом для начала указанной переписки стало запланированное коммунальным предприятием «Каменской горводоканал» Днепропетровского областного совета» повышение тарифа на оплату услуг холодного водоснабжения для частного сектора, несмотря на то, что в феврале 2020 года уже тариф был повышен с 9 грн. До 12 грн. за 1 куб. метр.

После неудачных попыток попасть на приём к руководству отделения Водоканала, настойчивый потребитель обратился на правительственную «горячую» линию с жалобой.

Вскоре получил ответ, подписанный генеральным директором коммунального предприятия, в котором был прежде всего проинформирован о том, что «коммунальное предприятие «Каменской горводоканал» Днепропетровского областного совета» в своей хозяйственной деятельности руководствуется действующими нормативно-правовыми актами, которые регулируют сферу предоставления коммунальных услуг и Конституцией Украины».

Единственной ссылкой на правовую норму было указание на положение п. 3 ст. 3 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 № 2189-VIII, которым предусматривается, что государственной политикой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг должно быть обеспечение функционирование предприятий учреждений и организаций, которые изготавливают, исполняют и/или предоставляют жилищно-коммунальные услуги, на условиях самофинансирования, достижения уровня экономически обоснованных затрат на производство этих услуг.

Большее внимание в ответе потребителю предприятие-поставщик коммунальной услуги уделило экономической составляющей

 

Экономическая составляющая

Потребителю услуги было разъяснено, что необходимость корректировки существующих тарифов центрального водоснабжения и центрального водоотвода возникла по причине зависимости предприятия от стоимости электроэнергии, материалов, объёма и цены покупной воды, стоимости реагентов и иных составляющих.

Основными причинами изменения тарифов, как указывалось в ответе, являются:

- рост цены на основную составляющую себестоимости услуг – электроэнергию;

- увеличение прожиточного минимума в соответствии с законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2020 год» для определения тарифных ставок, должностных окладов и минимальной заработной платы;

- рост затрат на приобретение реагентов и материалов для проведения аварийно-восстановительных работ на сетях и оборудовании;

Увеличение затрат на исполнение услуг сторонних организаций и прочее.

По расчётам коммунального предприятия «Каменской горводоканал» Днепропетровского областного совета» соответственно объёмам централизованного водоснабжения и водоотвода, предусмотренными водными балансами на 2019-2020 год, общий объём убытков, причинённых предприятию составляет 9 111, 46 млн. грн.

 

Правовая составляющая

Вскоре от предприятия-поставщика коммунальной услуги был получен ещё один ответ. Он был более расширенным. И в этом ответе шла речь уже о правовых ограничениях, которые на сегодня не дают возможности предприятиям-поставщикам коммунальных услуг применять даже экономически обоснованные тарифы.

Речь идёт о внесении изменений в действующий закон Украины «О жилищно- коммунальных услугах» в связи с обеспечением дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением короновирусной болезни COVID-19.   

Указанные изменения были внесены Законом Украины, который так и называется: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением короновирусной болезни COVID-19» от 30.03.2020 № 540-ІХ.

Действующий Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (далее-Закон) вступил в силу 1 мая 2020 года.

Нормативно-правовой акт определяет новую классификацию жилищно-коммунальных услуг, предусматривает новую систему взаимоотношений, которые возникают в процессе предоставления и потребления этих услуг, а также различные модели договорных отношений в сфере коммунальных услуг (это уже обсуждалось в рубрике «Точка ответственности»), определяет особенности заключения изменения и прекращения договоров о предоставлении коммунальных услуг.

 Законом измен подход к формированию тарифов за коммунальные услуги и начисление платы потребителям, предусматривает ответственность за ненадлежащее выполнение договоров как для исполнителей коммунальных услуг, так и для потребителей этих услуг.

Практическая реализация норм и положений указанного Закона, в частности, которые регулируют предоставление и оплату коммунальных услуг будет осуществляться с переходом на новые договорные отношения.

Срок, в течении которого Закон обязал исполнителей коммунальных услуг заключить с потребителями новые договора о предоставлении коммунальных услуг, по правилам определённым этим Законом, был установлен до 01.05.2020 года.

Согласно ст. 8 Закона именно на исполнителей услуг возложена обязанность подготавливать и заключать с потребителями договора о предоставлении коммунальных услуг.

В свою очередь потребители коммунальных услуг обязаны заключить договор о предоставлении в порядке и случаях, определённых Законом.

Цена услуги является одной из существенных условий договора о предоставлении коммунальных услуг.

Переход на новые договора о предоставлении коммунальных услуг предусматривает установление «новых» тарифов.  Вот только применение «новых» тарифов возможно при условии заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг по новым правилам.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением короновирусной болезни COVID-19 от 30.03.2020 № 540-ІХ конечный срок заключения новых договоров на о предоставлении коммунальных услуг (01.05.2020) продлён до пяти месяцев с дня завершения мер по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни, предусмотренных карантином, установленным Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, законодательно применение тарифов на уровне, который ниже от экономически обоснованных для потребителей, продолжено ориентировочно до конца текущего года.

До вступления в силу новых договоров о предоставлении коммунальных услуг продолжают действовать «старые» договора о предоставлении коммунальных услуг, которые заключались согласно требований Закона Украины от 24.06.2004 года «О жилищно-коммунальных услугах».

Как было разъяснено Департаментом экономики систем жизнеобеспечения при Министерстве развития громад и территорий Украины в ответе на письмо коммунального предприятия «Каменской горводоканал» Днепропетровского областного совета» (этот ответ также был в пакете переписки, который предоставил нам наш читатель) «в условиях действия «старых» договоров о предоставлении коммунальных услуг, которые были заключены до 01.05.2019 года, в отношении потребителей применяются тарифы, установленные соответственным уполномоченным органом до 01.05.2019 года (до введение в действие Закона)».

Получается, что с повышением тарифов за услуги водоснабжения коммунальное предприятие «Каменской горводоканал» Днепропетровского областного совета» несколько поторопилось.

На сегодняшний день, читатель нашей газеты ждёт ответ от Антимонопольного комитета Украины, куда он обратился за защитой своих прав потребителя.

 

Экономика и право

Каждый Закон только тогда чего-то стоит, когда он обеспечен экономически. Из государственного бюджета были выделены средства для обеспечения социальных и экономических гарантий в связи с распространением короновирусной болезни COVID-19. Продлевая срок перехода на новые тарифные отношения, государственные органы должны были предусмотреть компенсацию поставщикам коммунальных услуг невозможность установления экономически обоснованных тарифов.

Но в очередной раз обеспечение возмещения плановых затрат на производство коммунальной услуги возложено на плечи потребителей, да ещё и с нарушением действующего законодательства. 

Думаю, что коммунальщикам не стоит особенно обольщаться и рассчитывать на платежеспособность украинских потребителей коммунальных услуг, особенно в условиях карантина. И где тот «уполномоченный государственный орган», который посчитает экономическую обоснованность их затрат и понесённые убытки?  

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых