Дистанционная торговля. Разъяснения юриста

11:30, 2 сен 2020 , Новости Каменского
Дистанционная торговля. Разъяснения юриста

Любые продажи в интернете называют дистанционной торговлей, которая не даёт возможности покупателю непосредственно пообщаться с продавцом, осмотреть товар перед покупкой.

Тем не менее, число магазинов в социальных сетях растет. По расчётам экспертов его оборот уже превышает 80 млрд. грн.

На сегодняшний день в Украине действуют несколько законодательных актов, которые защищают потребителя при совершении покупок через интернет: Закон Украины "Об электронной коммерции", Закон Украины "О защите прав потребителей", Гражданский кодекс Украины и др. Они регулируют порядок покупки товара, его возврата в случае брака или же просто несоответствия ожиданиям покупателя.

Еще одним болезненным вопросом электронной коммерции всегда было использование персональных данных покупателей для трансляции навязчивой рекламы. Никто не вправе этого делать без согласия самого покупателя. Онлайн-магазины злоупотребляют невнимательностью покупателей во время шопинга и вместе с подтверждением заказа получают согласие на обработку персональных данных в целях маркетинга.

Но не стоит забывать, что в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных" у человека всегда есть право в любой момент отозвать такое согласие.

 

Безопасность шопинга в сети

 

             Многие люди через интернет совершают покупки достаточно дорогих вещей. Но времена «честного купеческого слова» давно прошли. Поэтому при покупке товара в интернете стоит быть внимательными, выбирая проверенные магазины и внимательно изучая всю информацию не только о самом товаре, но и о продавце. Гарантийный талон должен содержать информацию о продавце и товаре (название, стоимость). Обязательно прописываются условия гарантии, ее срок и дата, с которой начинается гарантийный срок.

            Согласно Закону «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию:

- наименование товара, описание его потребительских свойств и характеристик;

- данные о производителе, сроке службы, возможных имеющихся дефектах;

- внешний вид товара - фотографии;

- цена, условия доставки и оплаты, если есть - скидки;

- срок заключения договора;

- порядок и сроки возврата. 

Чтобы обезопасить себя от возможных проблем при покупке в интернет-магазине покупателям следует обратить внимание на соответствие информации на сайте статье 13 Закона Украины «О защите прав потребителей», которая предусматривает, что перед заключением договоров на расстоянии продавец (исполнитель) должен предоставить потребителю информацию:

1) наименование продавца (исполнителя), его местонахождении и порядке принятия претензии;

2) основные характеристики продукции;

3) цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;

4) гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;

5) другие условия поставки или выполнения договора;

6) минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;

7) стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

8) период принятия предложений;

9) порядок расторжения договора.

Согласно ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» информация о продукции должна содержать:

1) название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;

3) данные об основных свойствах продукции, номинальное количество (массу, объем и т.п.), условия использования;

4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами;

5) отметку о наличии в составе продукции генетически модифицированных организмов;

6) данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения продукции;

Если такой информации нет, стоит отказаться от приобретения товара у такого продавца.

 

Сроки поставки товара

 

Если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позднее тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара продавец должен немедленно сообщить об этом потребителю, но не позднее тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

Продавец может использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим товаром. Такое условие будет считаться справедливым, если:

1) другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

2) имеет такую ​​же или лучшее качество;

3) его цена не превышает цены заказанного товара.

О наличии такого условия в договоре потребитель должен быть уведомлен перед заключением договора в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

 

Если товар «не подошёл»

 

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.

Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом.

Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром, или воспроизведен на дисплее программного регистратора расчетных операций, что позволяет потребителю осуществлять его считывания и идентификации с расчетным документом по структуре данных, в нем содержатся, или оставленный электронный расчетный документ на предоставленный потребителем абонентский номер или адрес электронной почты.

 

Исчерпывающий перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату, утверждается Кабинетом Министров Украины. 

 Продавец не имеет права отказать в обмене или возврате товара, не включенному в перечень.

Законом Украины «О защите прав потребителей» предусмотрены существенные штрафные санкции к продавцам за непредставление покупателю, предусмотренной законом информации, а также за иные нарушения прав потребителей.  

Прогресс не остановить. Интернет делает жизнь человека проще и комфортней. Многих подкупает то, что нажатием одной клавиши компьютера можно приобрести необходимый товар. Не нужно бегать по магазинам. Особенно это становиться актуальным в условиях ограничений, связанных с введением карантина.

Естественно, даже скрупулёзный подход к совершению покупки через интернет не может полностью   гарантировать от неприятных последствий. Однако соблюдение перечисленных выше требований действующего законодательства увеличит шансы их избежать.

Павел Верезуб

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых