Народовластье понарошку

12:00, 3 фев 2021 , Новости Каменского
Народовластье понарошку

Понарошку — нарочно, не по-настоящему, не всерьёз. Толковый словарь С. И. Ожегова

Конституция Украины определяет референдум как одну из форм непосредственной демократии. Проведение референдума даёт возможность реализации статьи 5 Основного Закона государства, которая провозглашает, что основным носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. 

За всю историю независимой Украины Всеукраинские референдумы проводились всего дважды.

В 1991 году Всеукраинским референдумом был подтверждён Акт провозглашения независимости Украины.

В далёком 2000 году был проведён Всеукраинский референдум о реформировании системы государственного управления путём внесения изменений в Конституцию Украины. В референдуме приняло участие больше 36,6 млн. украинцев. В результате с большим перевесом голосов граждане Украины дали положительный ответ на все четыре вопроса, которые были вынесены на референдум, в том числе: 89 % украинских граждан, принимавших участие в референдуме, проголосовали за отмену депутатской неприкосновенности, 89,91% - за уменьшение количества народных депутатов с 450 до 300 человек.

Верховная Рада проигнорировала волеизъявление народа. Поправки в Конституцию внесены не были.

С тех пор неоднократно менялись местами «правдолюбивые оппозиционеры» с «коррумпированными власть имущими».

Во времена «регионалов» на замену Закона Украины «О всеукраинском и местном референдумах» 1991 года, по которому проводился последний всеукраинский референдум, в 2012 году был принят новый Закон Украины «О всеукраинском референдуме». Этим нормативно-правовым актом был упразднён институт проведения местных референдумов. Ну уж очень не хотелось тогдашней власти, чтобы жители населённых пунктов своим непосредственным волеизъявлением вмешивались в вопросы местного самоуправления.

После того как Конституционным Судом Украины Закон Украины «О всеукраинском референдуме» 2012 года был признан неконституционным, а Закон Украины «О всеукраинском и местном референдумах» 1991 года не возобновил юридическую силу, образовался правовой вакуум, когда Конституцией Украины предусмотрено проведение референдумов, а нормативного акта, который регламентирует порядок их проведения нет.

 

Конституционные основы проведения референдумов

Нормами Конституции Украины определён базовый фундамент проведения референдума.        Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины в соответствии с их полномочиями.

По народной инициативе всеукраинский референдум провозглашается по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области.

Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.

Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

 

Заполнение правового вакуума

На сегодня правовой вакуум, связанный с реализацией проведения всеукраинских референдумов заполнен. Во втором чтении принят Закон Украины «О народовластии через всеукраинский референдум».

Указанный нормативно-правовой акт определяет правовые основы осуществления народного волеизъявления через всеукраинский референдум, его организацию и порядок проведения.

Согласно текста Закона предметом всеукраинского референдума могут быть вопросы об:

  1. утверждении изменений в разделы I (Общие положения), III (Выборы. Референдум), XIII Конституции;
  2. решении вопроса общегосударственного значения;
  3. утверждении закона о ратификации международного договора, предусматривающего изменение территории Украины;
  4. прекращении действия закона Украины или отдельных его положений.

В то же время предметом всеукраинского референдума не могут быть вопросы:

1) противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;

2) отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;

3) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;

4) относительно налогов, бюджета, амнистии;

5) отнесенные Конституцией и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

На рассмотрение всеукраинского референдума может быть вынесен только один вопрос, который должен иметь четкую и понятную формулировку, не допускающую различных толкований.

Не допускается формулировка, которая:

 - вводит избирателя в заблуждение;

- содержит указание, намек, подстрекательство или иное побуждение к поддержке или отклонению вопроса всеукраинского референдума.

Сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе продолжается в течение 90 дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе, что предлагает вынести соответствующий вопрос на всеукраинский референдум по народной инициативе.

Для подготовки, организации и проведения всеукраинского референдума используются территориальные избирательные округа, образуемые для подготовки, организации и проведения общегосударственных выборов и существуют на постоянной основе.

В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях назначения (провозглашения) и проведение всеукраинского референдума запрещается.

 

Игры в демократию

Президент Владимир Зеленский отметил, что принятие соответствующего закона было одним из важных пунктов его предвыборной кампании во время президентских выборов, ведь документ делает более четким диалог между властью и обществом.

«Теперь украинцы на практике будут привлечены к принятию важных для страны решений, а власть будет вынуждена прислушиваться к воле народа. Референдум является весомым инструментом расширения демократии в Украине», - заявил глава государства.

Думаю, что наш, наученный горьким опытом украинский народ, к оптимизму гаранта Конституции, уже относится с определённой осторожностью.

Возникает вопрос: что мешало привлечение «на практике» граждан Украины к принятию важных для страны решений раньше? И почему власть «вынуждена» прислушиваться к воле народа только «теперь»?

По мнению многих аналитиков радужные демократические перспективы лидера «зелёных» несут в себе угрозу возможности проведения «манипулятивных референдумов», которые позволят под прикрытием волеизъявления народа принимать нужные законы в обход законодательного органа – Верховной Рады Украины.

К сожалению, мнение о возможности манипуляций при проведении избирательных компаний имеет право на существование. Это подтверждается результатами многих проведённых избирательных компаний, которые показывают, что отдельные «победившие» депутаты избраны кем угодно, но не самими избирателями.

 

Демократия на местах

До 2012 года органы местного самоуправления могли выносить на голосование вопросы местного значения, в том числе и вопросы досрочного прекращения полномочия "местных" депутатов.

Принятым Законом Украины «О народовластии через всеукраинский референдум» не возобновлён институт проведения местных референдумов.

 Для определения организации и порядка проведения местных референдумов готовится отдельный закон. Будем надеяться на то, что возможность непосредственного участия в решении вопросов местного значения будет предоставлена жителям населённых пунктов в ближайшее будущее. И такая возможность не будет понарошку.

Павел Верезуб

 

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых