Старые сценарии с вариантами в духе времени. Рубрика: «Ловушки для доверчивых»

09:30, 17 фев 2021 , Новости Каменского
Старые сценарии с вариантами в духе времени. Рубрика: «Ловушки для доверчивых»

За период с 01.01.20 по 01.01.21гг., в Украине зарегистрировано 26879 правонарушений с признаками мошеннических действий. А в январе наступившего года в полицию обратилось более 3 тысяч украинцев, пострадавших от аферистов. Об этом сообщается на странице Национальной полиции Украины «Facebook». При этом правоохранители подчеркивают, что 74% данных преступлений относятся к обману с использованием телефонных коммуникаций.

- Телефонное мошенничество – это целая индустрия со своими кол-центрами, четким разделением труда и отшлифованными методами социальной инженерии, - отмечает Виктор Макаренко, сотрудник управления противодействия преступлениям в сфере информационной безопасности Департамента киберполиции ГУ НП в Днепропетровской обл.

- Как правило, аферисты звонят ночью, рано утром, либо поздно вечером. Такая тактика применяется для того, чтобы застать человека врасплох, не оставить ему времени подумать, вызвав у потенциальной жертвы приступ страха, паническую атаку, эмоциональный шок.

- И хотя большинству подобных сценариев ни один десяток лет, они продолжают с успехом применяться,- подчеркивают в пресс-службе Национальной полиции. – Так для граждан в возрасте от 16 до 35 лет телефонный обман, в основном связан с интернетом. А вот для старшего поколения используются схемы, основанные на том, что пожилые люди, как правило, плохо ориентируются в быстро изменяющемся социуме.

«Событие» напоминает наиболее распространенные телефонные ловушки.

«ВАМ ПОЛОЖЕНА ПОМОЩЬ»

(Целевая выплата, пособие, льгота, перерасчет, компенсация, неожиданное наследство). Деньги могут предлагать в связи с Сovid-19, повышением цен на коммуналку, инфляцией, ростом прожиточного минимума и пр. Либо, вам желает помочь благотворительный фонд, (общественная организация, политическая партия, диаспора и др.)

- Неизвестные звонят или присылают сообщения с требованием предоставить им ПИН-код карты или CVV-код (Это три цифры на обратной стороне карты),- объясняет суть аферы директор департамента Нацбанка Алексей Шабан.- Предоставив эти данные, человек открывает доступ к своему счету.

Зачастую аферисты также требуют указать паспортные данные, идентификационный код и другую конфиденциальную информацию.

А вот совсем свежий вариант накатанного сценария, о котором предупреждают друг друга пользователи соцсетей.

Аферисты звонят, якобы, из Пенсионного фонда и сообщают о перерасчете пенсии. При этом звонящие знают не только ФИО потенциальной жертвы, но и адрес прописки, место работы и пр. Для получения компенсации пенсионеру предлагают пройти процедуру перерегистрации по телефону. В итоге преступники получают персональные данные, открывающие доступ к банковским счетам клиента. Так, аферисты могут назвать первые 3 цифры банковской карты, а вслед за этим, попросить продиктовать ПИН-код и CVV-код карты клиента. В конце концов, жертва озвучивает мошенникам секретный пароль, указанный в SMS для подтверждения банковских операций. И все! С деньгами можно попрощаться.

Откуда у преступников наши персональные данные – разговор отдельный. А вот узнать первые три цифры пластиковой карты может каждый. У всех клиентов одного и того же банка эти цифры совпадают, поскольку, как раз предназначены для идентификации банка. Это как первые 3 цифры оператора мобильной связи.

Эксперты подчеркивают, что информацию об источнике целевых выплат, а также, действительно ли вам такие выплаты положены, можно легко проверить, обратившись в официальные органы и профильные структуры, от имени которых предлагаются средства.

«ПОЛУЧИТЕ СВОЙ ПРИЗ»

Потенциальной жертве поступает звонок, или сообщение, информирующее о неожиданной удаче. Ваш телефонный номер стал счастливым в каком-то розыгрыше. Вам полагается приз от какой-то фирмы (клуба, организации) и пр.

И хотя вы понятия не имеете об источнике, готовом вас облагодетельствовать, любопытство берет верх. А дальше все по накатанному сценарию. Для того чтобы получить крупный выигрыш, нужно заплатить небольшую сумму, потом еще, еще, и еще. …

Об аналогичной схеме обмана украинцев предупреждает Нацбанк. Потенциальная жертва получает SMS, которое направляет ее на мошеннический сервис, после чего на экране появляется информация, о том, что пользователю причитается внушительная сумма, например, в 50 тыс. грн. Но для того, чтобы получить деньги, необходимо заплатить незначительную комиссию – 100 – 200 грн. Иногда мошенники на этом не останавливаются, и просят оплатить средства за якобы формирование счета, верификацию и другие фальшивые услуги. Так они могут выманивать деньги до тех пор, пока человек не потратит все средства со своего счета или не поймет, что попал в ловушку.

В Нацбанке советуют всем получившим такие сообщения, проверять информацию через надежные источники.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Схема основана на том, что при потере телефона можно восстановить свой мобильный номер, назвав оператору сотовой связи всего лишь два контакта, с которыми чаще всего вы общались в течение месяца. Этим и пользуются мошенники.

Они периодически названивают потенциальной жертве с двух разных номеров. Затем аферисты создают дубликат карты, и сообщают в колцентр сотовой связи о том, что телефон, на который они названивали, якобы, утерян (похищен, испорчен). Чтобы подтвердить, что они действительно являются владельцами сим-карты, преступники называют те номера, с которых они производили звонки. Оператор «привязывает» карту к новой симке-дубликату. В итоге, с чужим номером мошенники могут легко зайти в социальные сети, получить доступ в мобильный банкинг и к средствам жертвы.

- Только у 20% украинцев номера телефонов привязаны к паспортным данным,- акцентирует внимание заместитель главы Ассоциации "ЕМА" Алеся Данильченко. – Поэтому, есть резон посетить отделение сотовой связи с документами и запретить какие-либо манипуляции со своим номером телефона без предъявления паспорта. Тот номер телефона, который привязан к банковской карте, лучше никому не называть и использовать его только для общения с банком. Если вам часто звонят с незнакомых номеров, сразу же обратитесь к оператору мобильной связи, а также привяжите банковскую карту к новому номеру телефона.

 «С ВАШЕГО СЧЕТА СНИМАЮТ ДЕНЬГИ» ИЛИ:

«Ваша карта заблокирована»; «В ваш личный кабинет пытаются проникнуть»; «Вам срочно требуется сменить PIN-код. …

Мошенники предупреждают о неизбежной потере денег, представляясь сотрудниками банка.

Варианты общения могут быть самыми разными. Но цель у таких звонков одна – получить не подлежащую разглашению информацию, позволяющую воспользоваться вашими кровными.

- Если раньше такие звонки поступали с незнакомых номеров, то теперь мошенники могут звонить, вроде бы, с номера банка, подделывая его с помощью IP-телефонии,- объясняет директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.- А чтобы уберечься, нужно, не отвечая ни на какие вопросы, резко прекратить общение. А затем срочно связаться с кол-центром своего банка.

Правоохранители устали предупреждать о том, что сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам с просьбой передать данные банковской карты и других кодов, а также установить на ваш телефон какие-либо программы

 «РОДСТВЕННИК В БЕДЕ»

Или, «Мама (папа, бабушка, дедушка) выручай, я в полиции (больнице, задержан на таможне)». Современный вариант схемы – человек находится в отделении для ковидных пациентов, либо на самоизоляции в другом городе (другой стране) куда попал по трагическому стечению обстоятельств.

Суть аферы заключается в том, что потенциальной жертве поступает неожиданный телефонный звонок с мольбой о помощи близкого человека. Чтобы подкупить полицейского (заплатить за лечение, помочь добраться домой) срочно нужны деньги.

Очень часто, застигнутый врасплох человек, в чужом, незнакомом голосе узнает знакомые интонации. (Подвергаясь воздействию психологических манипуляций, мы способны даже в черном белое увидеть). Иногда, задавая вопрос: «Это ты (имя)», либо другим способом, жертва сама предоставляет мошенникам информацию о себе и близких. На случай сомнений, у аферистов имеется целый набор шаблонных отмазок: выбиты зубы, высокая температура, пропал голос и пр.

Как уберечься? Сразу же положить трубку и перезвонить близкому человеку, о котором идет речь. Сын (дочь, внук) не отвечает, либо его телефон выключен? Тогда позвоните тому, кто знает, где он сейчас находится (может его увидеть, услышать). Даже если беда действительно случилась, поддержка родных людей всегда поможет принять верное решение.

Татьяна Радзиевская

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых