Право на применение силы

10:00, 3 мар 2021 , Новости Каменского
Право на применение силы

На прошлой неделе возле одного из продовольственных магазинов нашего города можно было наблюдать следующую картину. Охранники вывели из магазина мужчину специфической внешности, который вёл себя агрессивно, угрожал охранникам магазина физической расправой. Вскоре к месту события подъехала машина патрульного экипажа полиции.

Неадекватный правонарушитель переключил свою агрессию на подошедших сотрудников полиции. Вероятнее всего, будучи под действием какого-то одурманивающего вещества, агрессивный мужчина явно провоцировал полицейских. Но это длилось недолго. Подойдя ближе, один из правоохранителей резким ударом руки в голову сбил провокатора с ног. Ещё через несколько секунд на руках грубияна защёлкнулись наручники.

Мне показалось, что нанесённый сотрудником полиции удар в голову, был не столько необходимой мерой для задержания правонарушителя, сколько ответом на оскорбление.

Говоря откровенно, я с пониманием воспринял действия сотрудника полиции. Многие уважающие себя мужчины могли так же отреагировать на оскорбления со стороны одурманенного обидчика.

Но вот только в нашем случае оскорбленный сотрудник был в составе патрульного экипажа, вооружён «до зубов», экипирован бронежилетом, а главное, находился при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и наделён не только правом, но и обязанностью применять физическую силу на основаниях и в порядке, определённых законодательством.

 

Основания для применения физической полицейскими

Теме применения мер полицейского принуждения посвящалась не одна публикация в нашей газете.

Более двух лет назад в материале «Правомерное убийство» мы обещали читателям рассказать, чем закончилась история, когда при применении мер полицейского принуждения сотрудником полиции был убит тридцатилетний житель нашего города.

История ещё не закончилась. Судебное рассмотрение дела продолжается. Обвиняемый не признаёт своей вины. Грань, разделяющую правомерность от неправомерности действий сотрудников полиции при применении мер полицейского принуждения установить непросто. Поэтому ещё раз обратимся к нормам Закона Украины «О Национальной полиции».

Согласно статьи 42 Закона Украины «О Национальной полиции» применение сотрудниками полиции физической силы является одним из видов мер полицейского принуждения, который применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.

 Статья 44 Закона Украины «О Национальной полиции» определяет, что полицейский может применять физическую силу, в том числе специальные приемы борьбы (рукопашного боя), для обеспечения личной безопасности и (или) безопасности других лиц, пресечения правонарушения, задержания лица, совершившего правонарушение, если применение других полицейских мер не обеспечивает выполнения полицейским полномочий, возложенных на него законом.

 

Требования к применению мер полицейского принуждения

Особое внимание следует уделить требованиям закона к порядку применения мер полицейского принуждения.

Полицейская мера применяется исключительно для выполнения полномочий полиции и должна быть законна, необходима, пропорциональна и эффективна.

Полицейская мера считается необходимой, если для выполнения полномочий полиции невозможно применить другую меру или её применение будет неэффективным, а также если такая мера причинит наименьший вред как адресату, так и другим лицам.

Примененная полицейская мера является пропорциональной, если ущерб, причиненный охраняемым законом правам и свободам человека или интересам общества, или государства, не превышает блага, для защиты которого она применена, или созданной угрозы причинения вреда.

Избранная полицейская мера является эффективной, если её применение обеспечивает выполнение полномочий полиции.

Полицейская мера прекращается, если достигнута цель её применения, если невозможность достижения цели очевидна или если нет необходимости в дальнейшем применении такой меры.

Перед применением меры полицейского принуждения полицейский обязан заранее предупредить человека о применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия и предоставить ему достаточно времени для выполнения законного требования полицейского, кроме случаев, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье человека и (или) полицейского или другие тяжелые последствия, или в ситуации, когда такое предупреждение является неоправданным или невозможным.

Вид и интенсивность применения мер принуждения определяются с учетом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего правонарушение.

 

Были ли основания для применения физической силы?

Моделируя требования закона на ситуацию, описанную вначале, можно утверждать, что для пресечения правонарушения и задержания правонарушителя правовые основания для применения физической силы у полицейского были, но только в том случае, если были исчерпаны другие меры воздействия и правонарушитель был заранее предупреждён о применении к нему физической силы.

Вряд ли можно назвать необходимым и пропорциональным применение физической силы путём нанесения удара в голову. Думаю, что ситуация позволяла пресечь противоправные действия нарушителя порядка иным способом. Удар в голову мог стать причиной тяжких последствий, которые могли быть признаны несоответствующими характеру и степени опасности безоружного правонарушителя.  

 

Основания применения наручников

Наручники и другие средства ограничения подвижности применяются, в частности, к лицу, которое подозревается в совершении уголовного преступления и сопротивляется полицейскому или пытается убежать, а также при задержании лица и в иных случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 45 Закона Украины «О Национальной полиции».

Причем, Законом Украины «О Национальной полиции» не оговорено при каком виде задержания к правонарушителю могут быть применены наручники.  Разновидностью задержания являются административное задержание и задержание лица, подозреваемого в совершении преступления.

Так, частью 1 статьи 261 Кодекса об административных правонарушениях Украины определены основания для административного задержания лица, совершающего административное правонарушение.

Административное задержание лица допускается с целью пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, производится сотрудниками Национальной полиции, в том числе, при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию полицейского, публичных призывов к невыполнению требований полицейского, нарушение правил о валютных операциях, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при нарушении правил дорожного движения, а также в других случаях определенных действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Иным видом задержания является задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Основания такого задержания предусмотрены ст. 208 действующего Уголовного процессуального кодекса Украины, положения которой, в частности определяют, что уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях:

- если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение;

- если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно этот человек только совершившее преступление;

- если есть обоснованные основания полагать, что возможен побег с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого коррупционного преступления, отнесенного законом к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины;

- если есть обоснованные основания полагать, что возможна бегство с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении преступлений, связанных с деятельностью преступных организаций. 

С некоторой «натяжкой» можно прийти к выводу, что в инциденте возле продовольственного магазина  основания для применения физической силы у полицейского  были. Чего нельзя сказать о соблюдении законодательных требований к порядку такого применения.

В этой истории, у меня нет желания защищать ни распоясавшегося дебошира, который получил по заслугам, ни сотрудника полиции, который не совладал со своими эмоциями. Есть желание стать на защиту общественных отношений, которые определяют и регулируют содержание правильной работы государственных правоохранительных органов.   

Павел Верезуб

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых