Осторожно, пешеходы!
Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Из романа «Золотой Теленок»
16.02.2021 года Верховная Рада во втором чтении приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения» (далее-Закон).
Закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, а также законы Украины «О дорожном движении» и «О Национальной полиции», которыми усиливается ответственность за нарушение Правил дорожного движения (далее-ПДД).
В предлагаемых изменениях предусматривается усиление ответственности за нарушение ПДД со стороны пешеходов.
Пешеход, как полноправный участник дорожного движения, обязан знать и неукоснительно соблюдать требования ПДД. К пешеходам приравниваются также лица, передвигающиеся в креслах колесных без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или кресло колесное.
Следует признать, что в Украине больше внимания уделяется вопросам нарушения правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств. Привлечение же к ответственности пешеходов - явление непривычное. Но и по вине пешеходов происходит немало дорожно-транспортных происшествий (далее-ДТП) с последствиями различной степени тяжести, за что предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.
Так статья 127 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предусматривает административную ответственность за неповиновение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других правил дорожного движения.
Санкция к пешеходам, которые переходят дорогу в неположенном месте на сегодня ограничивается 51 гривной, но со вступлением в силу законодательных изменений размер штрафа увеличится до 255 гривен. За нарушение правил дорожного движения велосипедистами штраф повысят до 340 гривен. За эти же нарушения, совершенные в нетрезвом состоянии до 680 гривен, за создание аварийной ситуации до 850 гривен.
Судебная практика имеет примеры привлечения пешеходов и к уголовной ответственности по ст. 291 Уголовного кодекса Украины, когда нарушения пешеходами ПДД приводили к тяжким последствиям.
Указанная статья Уголовного кодекса Украины предусматривает наказание в виде штрафа от двух тысяч до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34000 грн. до 85000 грн.) или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Сложность соблюдения ПДД на нерегулируемых пешеходных переходах
Обязанности и права пешеходов в целом не сложны и известны практически каждому. Но с учётом участившихся случаев ДТП с участием пешеходов и усиления внимания к пешеходам со стороны законодателя не помешает обсудить ситуации, которые чаще всего приводят конфликтным, а иногда и к трагическим последствиям.
Проблемным является соблюдение пункта 18.1 ПДД, которым предусмотрено, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность.
Как ни странно, сложность вызывает понятие - «уступить дорогу».
Согласно пункту 1.2 ПДД уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Многие водители, управляющие транспортным средством считают, что если, продолжая движение перед нерегулируемым пешеходным переходом, на котором находится пешеход (пешеходы) они успеют «проскочить», не заставив при этом пешехода (пешеходов) изменить скорость или направление движения, то ПДД нарушены не будут.
Юридическую коллизию также вызывает диспозиция ст. 127 действующего КУоАП, которая, в частности, предусматривает административную ответственность пешехода за переход проезжей части непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются.
Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд.
Высший судебный орган государства разъяснил, что требование пункта 18.1 ПДД предусматривает:
- на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы имеют преимущество в движении перед транспортными средствами с момента, когда они ступили на переход;
- водитель транспортного средства обязан своим маневром показать пешеходу, что он дает дорогу, то есть снизить скорость или вовсе остановиться;
- запрещается объезжать пешехода, находящегося на пешеходном переходе, независимо от расстояния между ним и автомобилем, а также увеличивать скорость с целью "проскочить" перед пешеходом, который уже ступил на "зебру";
- водитель должен учесть возможные маневры пешехода на пешеходном переходе. Тот может остановиться, побежать или замедлить ход. Водитель должен спрогнозировать возможное развитие ситуации: если вероятно, что пути движения пешехода (независимо от того, как он движется) и транспортного средства могут пересечься на переходе, - избежать такой ситуации, то есть дать дорогу пешеходу.
При этом следует учесть, что согласно ПДД пешеходам запрещено:
- выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;
- внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;
- допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть;
- переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если есть разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полосы для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлено ограждение;
- задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения;
- двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.
Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе подземным и надземным, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить ее под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны, и лишь после того, как пешеход убедится в отсутствии опасности.
Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств и любых объектов, ограничивающих обзорность, пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств.
В случае приближения транспортного средства с включенным проблесковым маячком красного и (или) синего цвета и (или) специальным звуковым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части или немедленно покинуть ее.
Особенности соблюдения ПДД на регулируемых перекрёстках
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. В таких местах пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части дороги одного направления, должны находиться на островке безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а в случае их отсутствия – на середине проезжей части и могут продолжить переход только тогда, когда это будет разрешено соответствующим сигналом светофора или регулировщика и убедившись в безопасности дальнейшего движения.
Принятые изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения вступят в силу после подписания Закона Президентом и опубликования его на официальном сайте ВР и в издании «Голос Украины».
Приведут ли указанные законодательные изменения к более пристальному вниманию со стороны правоохранительных органов к соблюдению пешеходами ПДД покажет время. В любом случае не это должно быть основным стимулятором быть более ответственными при участии в дорожном движении.
Павел Верезуб
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
У Кам’янському районі зловмисник силомиць вивіз працівника заправки з робочого місця і побив
18:49, 27 июн 2024
Топ обсуждаемых
07:05, 15 янв 2025
07:50, 15 янв 2025
КОММЕНТАРИИ — 0