Как противостоять домогательству

09:00, 11 авг 2021 , Новости Каменского
Как противостоять домогательству

В редакцию обратилась молодая женщина. Что делать, если тебя на протяжении нескольких лет преследует неадекватный мужчина с навязчивой идеей создания семьи и рождения детей? Было бы смешно, если бы не так страшно… Ни днем ни ночью он не оставляет ее в покое, пытаясь проникнуть к ней в дом то через дверь, то через балкон. Малолетняя дочь женщины уже просто боится выходить на улицу, потому что он может поджидать ее с мамой в подъезде. Соседи устали от его криков по ночам со «страстными» признаниям в любви. Мама навязчивого «Ромео» плачет, разводя руками. Эти же несколько лет он и дома ведет себя неадекватно, терроризируя всех близких. Она уверена, что сыну требуется психиатрическая помощь, но в нашей стране таким людям ее оказывают исключительно при наличии их согласия, либо же по решению суда. Что делать? Куда бежать? Где искать помощи и защиты?

Сталкинг (от англ. Stalking — «преследование») — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека. Сталкинг является формой домогательства и запугивания, выражается в преследовании жертвы, слежении за ней, проявлении иных нежелательных действий: звонить или писать своей жертве, оскорблять, посылать подарки, угрожать и запугивать.

Законодательством отдельных цивилизованных государств предусмотрена правовая ответственность за преследование.

 Так, например, по законам Великобритании, для квалификации поведения как сталкинга достаточно двух инцидентов при условии, что сталкеру известно о нежелательности его действий. Это могут быть два телефонных звонка незнакомому человеку, два подарка, один случай физического следования за жертвой и один телефонный звонок.


Что говорит украинский закон?

 

В законодательстве Украины отсутствует прямая норма, которой бы предусматривалась ответственность за преследование. 

            Зачастую сталкеры не выходят за рамки правового поля. Привлечь такого человека к правовой ответственности сложно. Для этого навязчивый преследователь должен совершить действия, за которые ответственность действительно предусмотрена. Это может быть, например, проникновение в жильё преследуемой жертвы, нанесение телесных повреждений, хулиганские проявления. Но зафиксировать и доказать подобные проявления непросто.

Обращение к правоохранительным органам в большинстве случаев не дают желаемого результата, а преследование может продолжиться даже с большей силой.

Более того, в судебной практике были прецеденты, когда против жертвы сталкинга, которая обратилась в правоохранительные органы, подавали иск на возмещение морального вреда. И он удовлетворялся.

           

Если преследование носит сексуальный характер

 

Чаще всего нежелательное и навязчивое преследование происходит на сексуальной почве.

В украинском праве существует трактовка «сексуальные домогательства».

В статье 1 Закона Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» (далее – Закон о равных правах) сексуальные домогательства характеризуются как «действия сексуального характера, выраженные словесно (угрозы, запугивания, непристойные замечания) или физически (прикосновения, похлопывания), унижающие или оскорбляющие лиц, находящихся в отношениях трудового, служебного, материального или иного подчинения».

Очевидно, что данное определение не охватывает список возможных вариантов действий преследователя, которые считаются сексуальным домогательством в некоторых странах.

Так, например, в штате Алабама США, законодательно закреплено, что такие действия могут носить вербальный характер: сексуальные инсинуации, намеки и комментарии, имеющие сексуальный подтекст, шутки сексуального характера и унизительные замечания.

Такое домогательство имеет название «харассмент». Этот термин юридически закреплен в праве США и распространен по всему миру. Под определение «харассмент» попадает поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни человека и причиняющее ему вред или неудобства.

К невербальному харассменту может относиться: сексуальные объекты или картинки, графические комментарии, наводящие, намекающие на что-либо, связанное с сексом, оскорбительные звуки, свист и непристойные жесты; прикосновение к телу человека, волосам или одежде, чрезмерное приближение (нарушение интимных границ) и т.д.

С развитием информационных технологий также получил распространение киберхарассмент. Понятие включает в себя нежелательные, оскорбительные, откровенно сексуальные электронные письма или SMS-сообщения; оскорбительное поведение на сайтах, в социальных сетях или в интернет-чатах.

В украинском праве в принципе нет такого понятия как «сталкинг» и его разновидность – «харассмент». Нет и адекватного аналога этих терминов. Есть только трактовка «сексуальные домогательства», но неясно, где грань и как отличить виды подобных действий.

Существующая в Уголовном кодексе Украины статья 154 «Принуждение к вступлению в половую связь» предусматривает более конкретный характер противоправных действий с использованием служебной или материальной зависимости жертвы, угрозами уничтожения имущества, разглашения позорящих сведений.

           

А если преследователь - маньяк?

 

Чаще всего преследователи имеют психические отклонения. У них отсутствуют такие понятия, как моральность и этичность. 

Если у лица выявлено тяжелая психическая болезнь, он становится опасен для себя самого и окружающих его людей.

Согласно Закону Украины «О психиатрической помощи», лицо, страдающее психическим расстройством, может быть недобровольно госпитализировано в психиатрическое учреждение, если его лечение или обследование возможно только в стационарных условиях и у лица выявлено тяжёлое психическое расстройство, вследствие которого оно совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие непосредственную опасность для него либо окружающих.

Принудительные меры оказания психиатрической помощи возможны в судебном порядке, и имеют очень сложный процессуальный характер. Как правило, такие меры применяются по отношению к лицам, уже совершившим общественно опасные деяния и имеют очень сложный процессуальный характер.

Таким образом, пока преследователь не совершил ничего противозаконного, привлечь его к ответственности по законодательству Украины практически невозможно.

Но обращаться в полицию все равно нужно. Жертве преследования необходимо заявить о существующей для неё опасности, фиксировать проявления преследователя, особенно, если такие проявления осуществляются на грани противоправных действий.

Желательно, обращаясь в полицию не просто заявить о преследовании, а указать действия преследователя, за которые предусмотрена правовая ответственность (угрозы, размещение в соцсетях записей клеветнического содержания, хулиганские проявления и т.п.).

При отсутствии в законодательстве Украины прямой статьи, предусматривающей ответственность за преследование, всё же существуют иные нормы, нарушение которых может допустить сталкер.

Такими нормами могут быть: ст. 162 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая ответственность за неприкосновенность жилья; ст. 163 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая ответственность за нарушение тайны переписки; ст. 182 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни и ряд иных норм.

В некоторых случаях сталкинг характеризуют как хулиганство (статья 296 Уголовного кодекса Украины). 

При наличии возможности следует фиксировать любые проявления агрессивного преследования, вести запись всех случаев, связанных с этим, сохранять вещественные доказательства навязчивого контактирования (письма, подарки и звонки по телефону), уклоняться от встреч с преследователем не в присутствии свидетелей.

Конечно же, необходимо повысить внимание к собственной безопасности.

Ни один человек не защищен от возможных действий другого лица. Ни одна жертва не виновата в том, что у неё появился преследователь.

Конституционная норма, предусматривающая запрет вмешательства в личную жизнь человека (кроме отдельного случая, предусмотренных Конституцией Украины) имеет ограниченную трактовку и в основном касается запрета распространения конфиденциальной информации о человеке без его согласия. 

 

Задача государства защитить своих граждан и предупредить (хотя бы введением соответствующей правовой нормы) подобного рода проявлений, которые могут не только вносить неудобства в частную жизнь жертвы преследования, но и делать такую жизнь невыносимой.

Но пока что украинский законодатель ещё до этого не «созрел».

 

От редакции

На данный момент нам известно, что обе женщины подали заявления в полицию. О том, как будут развиваться события, мы обязательно расскажем в наших следующих публикациях.

Павел Верезуб

  

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых