Юридическая и фактическая природа государственной независимости

10:00, 25 авг 2021 , Новости Каменского
Юридическая и фактическая природа государственной независимости

24 августа украинские граждане отмечали 30-летие независимости Украины. День независимости нашего государства приурочен принятию 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР Акта о провозглашении независимости Украины.

Согласно текста документа Украина провозглашена самостоятельным государством  «исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года», «продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства», «исходя из права на самоопределение» и «осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины».  

Но государственным праздником это событие стало только с июня 1992 года, когда Верховная Рада Украины постановила считать 24 августа Днем независимости Украины.  Фактически же первый День независимости был отпразднован 16 июля 1991-го - в память о том, что 16 июля 1990 года Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Многие считают понятия «независимость» и «суверенитет» тождественными.

Тем не менее, независимость Украины была торжественно провозглашена лишь по прошествии более года после принятия Декларации о государственном суверенитете.

 

Отличие суверенитета от государственной независимости

Суверенитет и государственная независимость имеют ключевое значение для функционирования любого государства. Однако отсутствует единый подход к толкованию понятий «суверенитет» и «государственная независимость», которые являются разнородными понятиями.

В то же время эти категории взаимосвязаны и обладают общими составными элементами, воздействуют друг на друга.

Государственная независимость - политическая самостоятельность, суверенитет, отсутствие подчинённости и зависимости нации, народа, государства или страны.

Можно сказать, что суверенитет является составляющей государственной независимости.

Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) - верховенство государственной власти во внутренних делах и независимость во внешних отношениях. Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет.

Таким образом, государственный суверенитет более относится непосредственно к деятельности государственной власти, которая посредством правотворчества регулирует общественные отношения.

Поэтому приняв 16 июля 1990 года Декларацию о государственном суверенитете законодательная власть Украинской ССР получила возможность реализовать провозглашение Акта о независимости Украины.

Существуют понятия народный и национальный суверенитет.

Понятие «национальный суверенитет» по своему существу означает возможность каждой нации самостоятельно решать вопросы во взаимоотношениях с другими народами.

Примером народного суверенитета является проведение 1 декабря 1991 Всеукраинского референдума о независимости Украины, на котором волеизъявлением народа был подтвержден Акт провозглашения независимости Украины.

Тогда, 1 декабря 1991 года, более 90 процентов избирателей дали утвердительный ответ на вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». Не было ни одного региона, ни одного населенного пункта, где идея независимости страны не нашла бы поддержки большинства граждан. 

Именно Всеукраинский референдум наделил принятый Верховной Радой Акт провозглашения независимости Украины той юридической силой, которая позволила утвердить: Советский Союз как объект международного права перестал существовать, а на политической карте мира появилось новое независимое государство - Украина. 

В последствии народный суверенитет был закреплён в статье 5 Конституции Украины, которой определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.

Государство независимо и свободно постольку, поскольку реализует суверенную волю своего народа. Когда же государство служит интересам других народов, его независимость и суверенитет вызывают сомнения.

 

Территориальная целостность

Ещё одной важной составляющей независимости государства является территориальная целостность.

Территориальная целостность – это неделимость территории государства. Осуществление государством на своей территории суверенной власти означает обязанность для других государств соблюдать государственную целостность страны.

В Декларации о принципах международного права содержится правило, согласно которому «каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Обеспечение территориальной целостности одна из основных задач государства, эффективность реализации которой определяет существование, функционирование и безопасность государства. Национальная безопасность понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, что позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства.

Принцип государственного суверенитета, независимости и государственной целостности лежит в основе всех организационно-правовых мер по обеспечению единства и стабильности государства.

 

Иллюзия независимости

Прошедшие 30 лет после принятия Акта о провозглашении независимости Украины показали, что провозгласить независимость и добиться ее в действительности – далеко не одно и то же.

48,6% украинцев считают, что Украина не является независимым государством.

Такие данные всеукраинского социологического опроса населения, проведенного Центром "Социальный мониторинг" были презентованы на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина".

На вопрос, является ли в настоящее время Украина независимым государством, 40,5% ответили, что да - Украина независимое государство, 48,6% - нет, Украина не является независимым государством, 10,9% затруднились ответить на вопрос.

На вопрос, независим ли президент Владимир Зеленский в своих решениях и действиях или на его решения и действия влияют другие страны либо международные организации, 7,4% ответили, что президент полностью независим, 47,8% - в некоторых вопросах независим, в других – зависим, 40,2% - полностью зависит от влияния других стран и международных организаций, а 4,6% затруднились ответить.

В свою очередь, 4,1% считает, что такое влияние, скорее, полезное, 33,1% - в равной степени полезное и вредное, 52,1% - скорее вредное, а 10,7% затруднились ответить.

66,5 процента воспринимают украинский суверенитет как фикцию. В качестве основных сил, под контролем которых, по их мнению, пребывает Украина, респонденты назвали МВФ, США и Евросоюз.

           

В современном мире трудно найти какую-нибудь совершенно независимую страну. Наш мир тесен, и разного рода зависимости, связи неизбежны.

Однако, за 30 лет независимости страна так и не стала субъектом мировой политики, продолжая существовать в роли объекта. Республика, в советское время уступавшая по потенциалу лишь РСФСР, продолжает беднеть, население предпочитает эмигрировать и заниматься низкоквалифицированным трудом в соседних странах, а политическая система далека от стабильности.

Согласно данным украинского Госстата за 2021 год, только один процент жителей страны относит себя к среднему классу. 67 процентов находятся ниже уровня бедности.

Несмотря ни на что растёт количество граждан Украины, которые считают себя истинными патриотами. Всё больше «мода на патриотизм» заменяется действительной любовью наших сограждан к своей Украине.

Павел Верезуб

 

 

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых