Особенности обжалования нормативно-правовых актов органов власти

12:30, 13 окт 2021 , Новости Каменского
Особенности обжалования нормативно-правовых актов органов власти

Нормотворческая деятельность органов государственной власти всё чаще приводит к принятию нормативно-правовых актов, нормы которых могут идти в разрез с конституционными правами и свободами наших сограждан.

Особенно этому способствует установление тех или иных ограничений, связанных с противодействием пандемии коронавируса.

Статьей 55 Конституции Украины каждому предоставляется право на обжалование решений, действий либо бездеятельности органов государственной власти.

Правовая возможность обжалования нормативно-правового акта в судебном порядке является, безусловно, обязательным элементом правового демократического государства.

Рассмотрение дел об обжаловании незаконных решений осуществляется по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Украины (КАСУ).

Задача административного судопроизводства - защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими управленческих функций на основе законодательства, в том числе выполнение делегированных полномочий.

 Процессуальное законодательство устанавливает право каждого лица на защиту в порядке административного судопроизводства, в тех случаях, когда решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.

Так, согласно статьи 5 КАСУ каждый имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или законные интересы, и просить об их защите путем:

- признания противоправным и недействительным нормативно-правового акта или отдельных его положений;

- признания противоправным и отмене индивидуального акта или отдельных его положений;

- признания действий субъекта властных полномочий противоправными и обязательстве воздержаться от совершения определенных действий;

- признания бездействия субъекта властных полномочий противоправным и обязательстве совершить определенные действия;

- установления наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;

- принятия судом решения о взыскании с ответчика - субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его противоправными решениями, действиями или бездействием.

Защита нарушенных прав, свобод или интересов лица, обратившегося в суд, может осуществляться судом также иным способом, который не противоречит закону и обеспечивает эффективную защиту прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.

 

Исключительная подсудность

 

Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, определенных этим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и решений в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела по иску Антимонопольного комитета Украины в сфере государственной помощи субъектам хозяйствования, административные дела, ответчиком в которых дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины, их должностное или служебное лицо, а также административные дела об обжаловании актов, действий или бездействия органа, осуществляющего дисциплинарное производство в отношении прокуроров, и об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительный роспуск, ликвидацию) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

 

Полномочия суда

В случае удовлетворения иска суд может принять решение, в частности, о:

- признании противоправным и недействительным нормативно-правового акта или отдельных его положений;

- признании противоправным и отмене индивидуального акта или отдельных его положений;

- признании действий субъекта властных полномочий противоправными и обязательстве воздержаться от совершения определенных действий;

- признании бездействия субъекта властных полномочий противоправной и обязательстве совершить определенные действия;

- установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;

взыскании с субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его противоправными решениями, действиями или бездействием.

Иной способ защиты прав, свобод, интересов человека и гражданина, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий, не противоречит закону и обеспечивает эффективную защиту таких прав, свобод и интересов.

В случае отмены нормативно-правового или индивидуального акта суд может обязать субъекта властных полномочий совершить необходимые действия с целью восстановления прав, свобод или интересов истца, для защиты которых он обратился в суд.

Суд может обязать ответчика - субъекта властных полномочий принять решение в пользу истца, если для его принятия выполнены все условия, определенные законом, и принятие такого решения не предусматривает права субъектов "объекта властных полномочий действовать по своему усмотрению.

В случае, если принятие решения в пользу истца предусматривает право субъекта властных полномочий действовать по своему усмотрению, суд обязывает субъекта властных полномочий решить вопрос, по которому обратился истец, с учетом его правовой оценки, предоставленной судом в решении.

Если судом признано нормативно-правовой акт противоправным и недействительным полностью или в отдельной части и при этом выявлено недостаточное правовое урегулирование соответствующих публично-правовых отношений, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, суд вправе обязать субъекта властных полномочий принять новый нормативно-правовой акт на замену нормативно-правового акта, признанного незаконным полностью или в соответствующей части.

Следует отметить, что система обжалования нормативно-правовых актов, определенная КАСУ, предусматривает юридическую конструкцию, при которой сам факт подачи иска об обжаловании нормативно-правового акта не приостанавливает действие и применение такого нормативно-правового акта, но суд в порядке обеспечения административного иска может приостановить действие решения субъекта властных полномочий.

 

Проблематика обжалования нормативно-правового акта

Обжалование нормативно-правового акта по своему содержанию является сложным юридическим инструментом, использование которого влияет на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку по инициативе одного субъекта может быть упразднен или изменен элемент правовой системы государства, действие которого распространяется на широкий неопределенный круг лиц, не принимающих непосредственного ­участия в рассмотрении дела.

Проблематика обжалования нормативно-правового акта является не такой простой, как кажется на первый взгляд. Любой нормативно-правовой акт является элементом правовой системы государства, неотъемлемой частью правопорядка государства, действие которого распространяется на значительно более широкий круг лиц, нежели истец, который, как правило, обжалует в судебном порядке свой «частный» интерес. При этом «частный» интерес следует рассматривать как менее значимый в социальном плане интерес в сравнении с «публичным» интересом государства и общества в целом.

Так, например, в условиях пандемии коронавируса вводимые ограничения могут определённым образом ущемлять те или иные права и свободы отдельных граждан, но в целом способствовать не только защите национального здоровья, но и защите здоровья и жизни конкретных людей.

Конечно, в такой ситуации сложно уйти от «нормотворческого конфликта» особенно, если нормотворческая работа ведётся не системно и хаотично.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых