Право на свободу передвижения
Кабинетом Министров Украины принято решение о введении со второй половины октября текущего года дополнительных мер, связанных с противодействием пандемии коронавируса.
Новые ограничения коснутся регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров в автомобильном транспорте на автобусных маршрутах, авиационном и железнодорожном транспорте межобластного сообщения.
Теперь перевозки между областями требуют наличия у водителей, машинистов, экипажа авиатранспорта и пассажиров хотя бы одного из следующих документов:
- документ о полном курсе вакцинации или документ о получении одной дозы вакцины для регионов "желтого" уровня эпидемической опасности;
- международный, внутренний сертификат или иностранный сертификат, подтверждающий вакцинацию против коронавируса одной дозой однократной вакцины или двумя дозами дводозовои вакцины, которые разрешены Всемирной организацией здравоохранения для использования в чрезвычайных ситуациях; отрицательный результат ПЦР-теста или подтверждения выздоровления человека после коронавируса (подтверждение в приложении "Действие")
- отрицательный результат ПЦР-тестирование на COVID-19 или экспресс-теста на определение антигена коронавируса, который действует 72 часа.
Не является ли это нарушением конституционного права на свободу передвижения?
Ответ на поставленный вопрос даёт сама конституционная норма. В статье 33 Конституции Украины право на свободу передвижения определено в следующей редакции: «Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом».
Норма Конституции предусматривает возможность ограничения права на передвижение, если это установлено законом.
В частности, Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» определяет свободу передвижения как право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, свободно и беспрепятственно по своему желанию перемещаться по территории Украины в любом направлении, в любой способ, любое время, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.
Статья 12 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» предусматривает, что свобода передвижения может быть ограничена:
- в пограничной полосе;
- на территориях военных объектов;
- в зонах, которые по закону принадлежат к зонам с ограниченным доступом;
- на частных земельных участках;
- на территориях, на которых введено военное или чрезвычайное положение;
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности;
- на временно оккупированных территориях.
Свобода передвижения может быть ограничена и в других случаях, предусмотренных законом. Закон не содержит исчерпывающий перечень оснований для ограничения свободы передвижения и допускает его расширение.
Кроме того, закон устанавливает определённые категории лиц, в отношении которых может ограничиваться свобода передвижения:
- лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- лиц, к которым в соответствии с процессуальным законодательством применены предупредительные меры, связанные с ограничением или лишением свободы;
- лиц, которые по приговору суда отбывают наказание в виде лишения или ограничения свободы;
- лиц, которые согласно законодательству, находятся под административным надзором;
- лиц, которые согласно законодательству об инфекционных заболеваниях и психиатрической помощи, подлежат принудительной госпитализации и лечению;
- иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Украины.
Как уже отмечалось выше, один из пунктов статьи 12 закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» устанавливает, что право на свободу передвижения может ограничиваться на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности.
На таких территориях, в частности, может устанавливаться карантин - административные и медико-санитарные меры, применяемые для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней (статья 1 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней».
Полномочия органов власти
Закон Украины "О защите населения от инфекционных болезней" наделяет полномочиями местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в случае возникновения угрозы распространения опасных инфекционных болезней устанавливать особый режим въезда на территорию карантина и выезда из нее граждан и транспортных средств; при необходимости проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов; вводить особые условия и режим труда, учебы, передвижения и перевозки, направленные на предотвращение и ликвидацию заболеваний (статья 30 закона «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»), создавать на въездах и выездах с территории карантина контрольно-пропускные пункты.
Международная практика
Безусловно, вводимые ограничения являются сужением конституционных прав граждан Украины, а также лиц, которые на законных основаниях находятся на территории Украины. Особенно это касается тех, кто не прошёл соответствующий курс вакцинации. Но назвать такое сужение конституционных прав нарушением Конституции нельзя. Внимательное изучение Основного Закона нашего государства позволит сделать вывод о том, что в большинстве конституционных норм, наряду с предоставлением прав, оговорены ситуации, ограничивающие эти права.
Нельзя в ограничениях, связанных с межобластными перевозками пассажиров, усматривать и принудительную вакцинацию т. к. у любого человека есть выбор: или воздержаться от поездки, или пройти соответствующее тестирование.
Международные нормативно-правовые акты в области прав человека предусматривают возможность сужения права на свободу передвижения, если это обусловлено необходимостью охраны государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения или прав и свобод других людей.
В частности, об этом говорится в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и в пункте 3 статьи 2 Протокола № 4 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Также ограничения прав на свободу передвижения предусматривается и в праве Европейского Союза. В частности, статье 39 Договора об учреждении Европейского Сообщества и детализируется в Директиве 2004/38.
В большинстве конституций стран-членов ЕС устанавливается, что право на свободу передвижения может быть ограничено в соответствии с законом и охрана здоровья людей — одно из законных оснований для такого ограничения.
Но учитывая наши реалии и умение наших чиновников даже самые благие намерения превращать в перегибы и злоупотребления, не имеющие общего с достижением основной цели, следует напомнить, что решения, действия или бездействие органов государственной власти, должностных и служебных лиц по вопросам свободы передвижения, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Павел Верезуб
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
У Кам’янському районі зловмисник силомиць вивіз працівника заправки з робочого місця і побив
18:49, 27 июн 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0