Калейдоскоп карантинных ограничений

11:30, 27 окт 2021 , Новости Каменского
Калейдоскоп карантинных ограничений

В качестве очередного тактического приёма в борьбе с пандемией коронавируса правительство Украины приняло решение о разделении прав людей, проживающих на территории Украины, по признаку вакцинации от COVID-19.

13 сентября текущего года постановлением Кабинета Министров Украины № 954 внесены изменения в действующие постановления Кабинета Министров Украины от 09.12.2020 г. № 1236 и от 29.06.2021 г. № 677.

Напомню, что действующим постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2020 г. № 1236 на территории Украины установлен карантин и введены ограничительные противоэпидемические меры с целью противодействия распространению острого респираторного заболевания COVID-19, а постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.2021 г. № 677 регламентирован Порядок формирования и использования сертификата, подтверждающего вакцинацию от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2, отрицательный результат тестирования или выздоровление лица указанной болезни.

Постановлением КМУ № 954 предусмотрен новый подход к реализации установленных карантинных ограничений, при котором вакцинированная от COVID-19 часть населения находится в значительно преимущественном положении, чем не вакцинированная.

 Введением преференций для вакцинированных лиц отечественное правительство, тем самым, поддерживает необходимость вакцинации. Позиция власти базируется на том, что вакцинированные от COVID-19 лица не несут угрозы для окружающих.

В средствах массовой информации нередко звучит один и тот же аргумент, что на больничных койках «невакцинированных» значительно больше, чем «вакцинированных».

Объяснить такое соотношение не сложно. В Украине граждан, не прошедших вакцинацию от COVID-19, подавляющее большинство. Вопрос в другом: «Почему вакцинированные оказываются на больничных койках с диагнозом коронавирус?».

На сегодня ни один член правительства, включая профессионалов из министерства здравоохранения, не может дать объективную информацию о последствиях вакцинирования и возможности поствакцинальных осложнений, что, согласно законодательству, не допускает проведение профилактических прививок без согласия дееспособных граждан.

Но никого и не вакцинирует без согласия.  Просто теперь «невакцинированные» в отличии от «вакцинированных» могут быть подвергнуты определённым дискриминационным процедурам, например, высажены из общественного транспорта, не пущены в заведение общественного питания и пр.

Более того, для не вакцинированной части наших сограждан существуют риски остаться без работы (а соответственно источника проживания), быть привлечённым к административной и даже к уголовной ответственности.

 

Полицейская борьба с пандемией

 

В редакцию газеты обратилась Алина Б., продавец магазина продуктов. Она сообщила о том, что сотрудником полиции в её отношении был составлен протокол об административном нарушении.

Насколько можно разобраться в почерке автора протокола, его должность в аббревиатуре выглядит так: «ст. ДОП СДОП ВП Кам’янського РУП». К аббревиатурному шифру добавлено звание «майор полиции».

В протоколе фабула сути правонарушения описана дословно следующим образом: «осуществляла хозяйственную деятельность в магазине «Продукты», чем нарушила постановление КМУ № 1236 от 09.12.2020 г., поскольку был отсутствующим COVID сертификат». Далее в протоколе указывается, что совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

Указанной нормой КУоАП предусмотрен штраф для физических лиц от 17 до 34 тысяч гривен.

Краткая стилистическая форма, в которой сотрудником полиции описана суть противоправности хозяйственной деятельности продавщицы, может найти своё объяснение. Скажем, что для описания сути правонарушения в бланке протокола отведено не так уж много места.

Но всё же, учитывая то, что для многих украинских семей такой размер штрафа не просто значителен, а не подъёмен, думаю, правоохранителю следовало бы более скрупулёзно потрудиться над формулировкой и правовым обоснованием нарушения работника торговли, хотя бы указав какой пункт правительственного постановления нарушен продавщицей.

Обобщающая фабула правонарушения, предложенная в протоколе майором полиции, звучит будто в Украине (независимо от уровня карантинных ограничений) вообще нельзя заниматься хозяйственной деятельностью при отсутствии COVID сертификата, а тот, кто подобное допускает, тем самым нарушает в полном объёме постановление правительства № 1236 от 09.12.2020 г.

Картина же полицейской борьбы с коронавирусом выглядит так, будто из всех тех, кто сейчас на территории Украины занимается любым видом хозяйственной деятельности при отсутствии у них COVID сертификата, отвечать должны только наша продавщица и, может быть, ещё несколько таких же «невакцинированных».

 

Новые правила «цветовых ограничений»

Возможно, разобраться в наличии или отсутствии состава рассматриваемого правонарушения, поможет более детальное ознакомление с цветовой гаммой карантинных ограничений.   

Согласно пункту 2 постановления КМУ № 1236 в зависимости от эпидемической ситуации на территории Украины в целом или по регионам устанавливается "зеленый", "желтый", "оранжевый" или "красный" уровень эпидемической опасности распространение COVID-19 (далее - уровень эпидемической опасности).

Пунктами 2-2, 3, 3-1, 3-2, 3-4 постановления КМУ № 1236 предусмотрен обширный перечень карантинных ограничений, который увеличивается или уменьшается в зависимости от перехода в тот или иной уровень эпидемической опасности.

Постановлением КМУ № 954 закрепляется новый подход к применению правительственных ограничений в условиях карантина, что предусматривает возможность неприменения установленных ограничений к лицам, прошедшим курс вакцинации от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2.

Так, например, в условиях «зеленого» уровня эпидемической опасности «невакцинированным» запрещается «проведение массовых (культурных, спортивных, развлекательных, социальных, религиозных, рекламных, научных, образовательных, профессиональных тематических и других) мероприятий (в том числе в развлекательных заведениях (ночных клубах) и заведениях общественного питания) без одетых всеми участниками и организаторами мероприятия средств индивидуальной защиты, в частности защитных масок или респираторов, которые закрывают нос и рот, в том числе изготовленных самостоятельно».

На «вакцинированных» это ограничение уже не распространяется.

При «желтом», «оранжевом и «красном» уровне для «вакцинированных» также предусмотрено не обязательное выполнение целого ряда ограничений.

Ситуацию составления протокола об административном правонарушении в отношении нашей читательницы необходимо рассматривать в спектре введения территории Днепропетровской области «красного» уровня карантинных ограничений.

В частности, подпунктом 4 пункта 3-5 Постановления КМУ № 1236 от 09.12.2020 г. запрещён прием посетителей субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере торгового и бытового обслуживания населения, кроме:

- приема посетителей субъектами хозяйствования, которые торгуют товарами на торговых площадях, не менее 60 процентов которых предназначены для торговли продуктами питания, топливом, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами гигиены и бытовой химией, средствами связи, печатными средствами массовой информации, ветеринарными препаратами, кормами, семенами и посадочным материалом (цветами, растениями), удобрениями, средствами защиты растений, без ограничения доступа посетителей к другим товарам, представленных в ассортименте указанных субъектов хозяйствования, а так же торговой деятельности с осуществлением адресной доставки заказов.

 Указанные ограничения не применяются при условии наличия у всех участников (посетителей, пользователей), кроме лиц, не достигших 18 лет, и организаторов мероприятия (сотрудников заведения, рынка) отрицательного результата тестирования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции или экспресс-теста на определение антигена коронавируса SARS-CoV-2, которое проведено не более чем за 72 часа до проведения мероприятия (посещение заведения, рынка), или документа, подтверждающего получение полного курса вакцинации, международного, внутреннего сертификата или иностранного сертификата, подтверждающего вакцинацию от COVID-19 одной дозой однодозной вакцины или двумя дозами двудозной вакцины (зеленые сертификаты), которые включены Всемирной организацией здравоохранения в перечень разрешенных для использования в чрезвычайных ситуациях, отрицательный результат тестирования методом полимеразной цепной реакции или выздоровления лица от указанной болезни, действие которого подтверждено с помощью Единого государственного вебпортал электронных услуг, в частности, с использованием мобильного приложения Портала действие (действие).

Возможно, нарушение именно этого пункта постановления КМУ № 1236 от 09.12.2020 г. скрывается в описании лаконичного ст. ДОП СДОП ВП Кам’янського РУП?

 В таком случае, анализ состава административного правонарушения требует выяснения ряда вопросов, относительно: статуса продавщицы, как субъекта правонарушения; размера торговых площадей магазина и их предназначения в процентном соотношении; ассортимента товара магазина, в котором осуществлялась торговля и пр.

    Окончательный ответ о наличии или отсутствии состава административного правонарушения в делах данной категории даёт суд.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых