Пандемия и ценности цивилизации

10:00, 17 ноя 2021 , Новости Каменского
Пандемия и ценности цивилизации

«Это будет не последняя пандемия. История учит нас, что вспышки и пандемии – это факт жизни. Но когда наступит следующая пандемия, мир должен быть готов – более готов, чем был в этот раз…» (из заявления главы Всемирной организации здравоохранения Тедроса Аданома Гебрейесуса во время медиа-брифинга по COVID-19).

В очередной раз разговор в рубрике пойдёт о «наболевшем».

В редакцию обратилась жительница нашего города, работник одного из учебных заведений, с просьбой помочь ей привлечь к ответственности руководителя учебного заведения, действиями которого было грубо нарушено трудовое законодательство, выразившееся в незаконном отстранении от работы без содержания тех работников учебного заведения, которые отказались от профилактических прививок против COVID-19.

Эта история связана с тем, что Министерство здравоохранения Украины своим приказом от 04.10.2021 № 2153, утвердило перечень организаций, работники которых подлежат обязательной вакцинации против COVID-19. К таким организациям относятся, в том числе, учреждения высшего, последипломного, профессионального высшего, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специальные, дошкольного, внешкольного образования, учреждений специализированного образования и учреждений независимо от типа и формы собственности. 

            

«Это решение призвано защитить жизнь и здоровье украинцев и их близких, создав безопасную среду в учебных заведениях и государственных учреждениях”, – пояснил Министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко.

         В приказе идёт ссылка на статью 10 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», статью 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней».

         Статья 10 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» обязывает граждан Украины делать прививки в предусмотренных законодательством случаях, а статья 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» такие случаи предусматривает.

     

Беда наших сограждан заключается в том, что нынешние «властьимущие», если иногда и читают законы, то только в интересующих их местах.

         Действительно, статья 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» в действующей редакции предусматривает обязательные профилактические прививки против дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза.

   Далее в статье определяется, что работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространению инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам также против других соответствующих инфекционных болезней. В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок в порядке, установленном законом, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ. Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней, устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

В случае угрозы возникновения особо опасной инфекционной болезни или распространения опасной инфекционной болезни на соответствующих территориях и объектах могут проводиться обязательные профилактические прививки против этой инфекционной болезни по эпидемическим показаниям.

Но при этом, как предусматривает статья, медицинские работники, проводящие профилактические прививки, должны иметь соответствующую подготовку по вопросам их проведения, и обязаны предоставить объективную информацию лицам, которым проводится прививка, об эффективности профилактических прививок и о возможных поствакцинальных осложнениях.

Профилактические прививки проводятся после медицинского осмотра лица при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. 

Совершеннолетним дееспособным гражданам профилактические прививки проводятся с их согласия после предоставления объективной информации о прививках, последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнений.

Осведомленность людей в вопросах качества вакцины, последствий прививки для здоровья является основой достижения консенсуса в обществе, без которого внедрение ограничений и обязательств не будет иметь желаемых результатов.

 

Нас гнетут, а мы крепчаем?

Пандемия COVID-19 повлекла за собой изменения во всех сферах жизни подавляющего большинства современных государств. Перед человечеством встал вызов, требующий адекватного решения, которое в то же время не должно выходить за пределы обретенных цивилизацией ценностей.

Дилемма состоит в том, что необходимость сохранения жизни и здоровья неограниченного круга людей (возможно достаточно большого количества людей), может стать приоритетнее обязанности гарантирования других прав человека и гражданина, прежде всего социально-экономического и личностного характера. 

Исходя из публикуемой статистики, Украина — одна из лидеров по росту числа заболевших и умерших от коронавируса. 

 

Согласно ст. ст. 21, 22 Конституции Украины, права человека неотчуждаемы и незыблемы, гарантируются государством и не могут быть отменены.

В то же время государство может отступать от этих обязательств во время общественной опасности, угрожающей жизни нации (ч. 1 ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В частности, это может касаться свободы передвижения, собраний, частной и семейной жизни.

Основной Закон Украины содержит оговорки о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданин, в порядке, предусмотренном Законом.

 

Но где та граница, которую не вправе пересечь государство, при столь глубоком вмешательстве в права и свободы граждан, с введением карантинных правил?

Критерием установления объема и глубины ограничений и обязательств противоэпидемического характера должно выступать соотношение публичного и частного интереса в сфере инфекционной безопасности и здоровья населения. Следует учитывать, что из-за распространения коронавируса под угрозой оказалась жизнь и здоровье людей, составляющих фундаментальные конституционные ценности.

К сожалению, хаотичность, некомпетентность, бессистемность принимаемых государственных решений порождают напряжение, панику, недовольство, растерянность и противостояние. 

Но самое большое недовольство и раздражение вызывает хроническая, устойчивая тенденция власти попирать Закон и права граждан, даже в тех случаях, когда к этому не вынуждают обстоятельства. А там, где обстоятельства вынуждают, не осуществляется надлежащая законодательная работа, что порождает несоответствие подзаконных нормативно-правовых актов законодательству.

Конституцией Украины предусмотрен достаточный паритет в отношениях, связанных с карантинными ограничениями и соблюдением прав и свобод граждан.

Но нарушена сама процедура введения карантина.

Согласно законодательству, ограничение отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина возможно только в условиях военного или чрезвычайного положения.

В иных случаях, постановления Кабинета Министров Украины или распоряжения глав местных государственных администраций в части ограничения прав и свобод человека и гражданина чаще всего имеют сомнительную легитимность и могут повлечь ответственность должностных лиц.

Украинский народ своеобразен. Несмотря на долгие десятилетия переживаемых ущемлений, украинцы остаются чувствительны к любым посягательствам на их права и свободы, особенно если это касается права на труд, что жизненно важно для большинства граждан, учитывая низкий уровень их материального благосостояния.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых