Особенности ответственности за ложный вызов полиции

10:00, 1 дек 2021 , Новости Каменского
Особенности ответственности за ложный вызов полиции

В первой половине текущего года Верховной Радой Украины были внесены изменения в статью 183 Кодекса Украины об административных правонарушениях, вследствие которых были существенным образом ужесточены санкции за заведомо ложный вызов пожарно-спасательных подразделений, полиции, бригад скорой помощи и других аварийно-спасательных формирований.

Размеры штрафов увеличились от 51-119 грн. до 850-3400 грн.

В послесловии предыдущего материала рубрики «Точка ответственности» сообщалось о том, что в редакцию газеты обратилась пожилая женщина, которая была привлечена к административной ответственности за ложный вызов полиции.

«О наложении штрафа я узнала, когда попыталась воспользоваться карточкой Приватбанка, чтобы получить пенсию. С удивлением узнала, что карточка заблокирована. В банке мне сказали, что на карточный счёт государственной исполнительной службой наложен арест, в связи с неуплатой мною штрафа за ложный вызов полиции на общую сумму 2239 грн.» - рассказала пенсионерка.

Со слов женщины, ещё летом были случаи, когда она вынуждена была вызывать полицию, по причине агрессивного поведения её внука, что несло угрозу здоровью и жизни окружающим, но никаких протоколов за ложный вызов полицией не составлялось, и никакие уведомления о рассмотрении административного дела на её адрес не приходили. Копии постановлений об открытии производства по принудительному взысканию штрафа она не получала.

 

Пропорция ответственности

Между тем, увеличение штрафных санкций пропорционально увеличивает и степень ответственности должностных лиц, наделённых правом наложения таких санкций.

Особенно это касается ситуаций, когда к ответственности привлекаются социально незащищённые лица. В таких случаях следует быть крайне осмотрительным и скрупулёзным в соблюдении всех возможных прав лица, привлекаемого к ответственности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 183 Кодекса Украины об административных правонарушениях, имеет свои сложности квалификации.

Ключевым признаком вины совершения указанного административного правонарушения, является «заведомость» ложности вызова. Это означает, что нарушитель уже в момент вызова осознаёт неправдивость сообщаемых им фактов.

Установить такую «заведомость» не всегда простая задача. Вполне допустима ситуация, когда лицо, вызывающее спецслужбу, может добросовестно заблуждаться в существовании реальных оснований для такого вызова.

Не случайно, на стадии рассмотрения любого административного дела для обеспечения законности и защиты прав, привлекаемого к ответственности лица, законом определено, что дело должно рассматриваться в присутствии этого лица.

Рассмотрение дела возможно при отсутствии лица, привлекаемого к ответственности в случае, если лицо было своевременно и надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, но не явилось и не подало ходатайство об отложении рассмотрения дела. 

Если же лицо заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела из-за невозможности его присутствия при рассмотрении, орган (должностное лицо), рассматривающий дело должен в пределах сроков удовлетворить ходатайство. 

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который по закону имеет право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, оспаривать решение по делу. 

Эти права не могут быть ограничены.

Точное соблюдение законодательства обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности права на защиту.

            Одной из наиболее важных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право обжаловать решение по делу органов (должностных лиц). 

            Статья 59 Конституции Украины гарантирует право граждан на юридическую помощь, а в случаях, предусмотренных законом, — на бесплатную юридическую помощь. 

 

Принудительное взыскание штрафа

На этапе принудительного взыскания штрафа должник так же должен быть своевременно оповещён об открытии исполнительного производства, что является важным правозащитным моментом.

Штраф за ложный вызов спецслужбы должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае неуплаты правонарушителем штрафа в установленный срок, постановление о наложении штрафа направляется для принудительного исполнения в орган государственной исполнительной службы по месту жительства нарушителя, работы или местонахождению его имущества в порядке, установленном законом.

В порядке принудительного исполнения постановления о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения с правонарушителя взимается двойной размер штрафа и расходы на учет указанных правонарушений.

В процессе взыскания задолженности государственный исполнитель не позже следующего рабочего дня со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает об обязанности должника подать декларацию о доходах и имуществе, предупреждает об ответственности за неподачу такой декларации или внесении в нее заведомо неправдивых сведений.

Копии постановлений исполнителя и другие документы исполнительного производства (далее - документы исполнительного производства) доводятся исполнителем до сведения сторон и других участников исполнительного производства, направляются адресатам простым почтовым отправлением или доставляются курьером.

Постановления об открытии исполнительного производства направляются заказным почтовым отправлением. 

Должник считается уведомленным о начале принудительного исполнения решений, если ему направлено постановление об открытии исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе.

Взыскание по исполнительным документам, в первую очередь, обращается на средства должника в гривнах и иностранной валюте, иные ценности, в том числе средства на счетах и вкладах в учреждениях банков и других кредитных организациях, на счета в ценных бумагах в депозитариях ценных бумаг.

 

Особенности удержаний с зарплат и пенсий

Согласно, действующему законодательству, с заработной платы или пенсии должника может быть удержано по исполнительным документам до 20 % (бывают исключения, когда размер таких отчислений может составлять 50% или даже 70%) с суммы заработной платы, остающейся после удержания налогов и сборов.

Законом Украины «Об исполнительном производстве» определён перечень видов выплат, на которые вообще не может быть обращено взыскание, но, к сожалению, нет ни одного упоминания о том, что зарплатный или пенсионный карточный расчётный счёт относятся к тем специальным счетам, которые защищены от ареста денежных средств на них.

Получается, что из-за несовершенства законодательства расчётные счета, предназначенные для получения заработной платы, пенсии, стипендии, не защищены от ареста.

Но выход есть. Следует получить в банке документальное подтверждение, что на арестованный расчётный счёт поступает пенсия, зарплата или социальные выплаты. В таком случае есть вероятность снятия ареста со счёта.

 

Обратная сторона ответственности

В вопросах привлечения к юридической ответственности понятие «заведомость» имеет и обратную сторону применения. За заведомо незаконное привлечение человека к ответственности, должностное лицо, допустившее подобное, также должно нести ответственность.

Кроме того, статья 56 Конституции Украины предусматривает право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Однако должная практика реализации конституционных прав человека и гражданина в Украине отсутствует.

При очередном телефонном разговоре, обратившаяся в редакцию женщина, сообщила: «У меня нет сил бороться. Чтобы разблокировать счёт, я заняла деньги и всё оплатила до копейки, а также 75 грн. за услуги банка. И пусть все они горят ярким пламенем…».

Так и живём.

Павел Верезуб

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых