О чем говорят названия улиц: улица Васильевская – Арсеничева – Любавичского Ребе

09:00, 8 дек 2021 , Новости Каменского
О чем говорят названия улиц: улица Васильевская – Арсеничева – Любавичского Ребе

Эта улица идет параллельно Гимназическому проспекту. До революции она называлась Васильевской, в честь одного из первых домовладельцев. После гражданской войны ей присвоили имя большевика Михаила Арсеничева. В феврале 2016 года улице возвратили историческое название. Не успели жители прикрепить на заборах таблички с новым-старым названием, как летом 2016 г. по просьбе еврейской общины Каменского участок улицы – от проспекта Свободы до улицы Пушкинской – опять переименовали. На этот раз в честь глубоко почитаемого еврейского духовного лидера.

Михаил Арсеничев - строитель нового мира

            Михаил Арсеничев родился в 1894 г. в Екатеринославе, в семье рабочего. Вскоре семья переехала в Каменское. Мальчик учился в заводском училище, потом работал на металлургическом заводе. С 16 лет – член партии РСДРП. Распространял среди рабочих листовки, выступал на митингах.

фото: Михаил Арсеничев

            Власти взяли на заметку юное дарование. В 1913 году готовился приказ об аресте Михаила Арсеничева, но партийная организация успела переправить его в Петербург. В начале 1916 г. Арсеничев вернулся на родину и принял активнейшее участие в организации забастовки металлургов Днепровского завода. Забастовку подавили, полиция арестовала руководителей стачечного комитета. Арсеничева вместе с другими мятежниками отправили в Сибирь. Освободила его Февральская революция.

            Арсеничев вернулся в Каменское, возглавил заводскую большевистскую организацию. 20 августа 1917 г. М. Арсеничев и А. Лихоманов начали строить новый мир ‒ выгнали из главной конторы квалифицированных служащих. 28 августа Арсеничев создает в Каменском Комитет спасения революции с диктаторскими полномочиями. После Октябрьской революции Арсеничев – член Каменского ревкома (избран комиссаром по народному образованию). Образованием он занимался мало, зато железной рукой насаждал советскую власть в Каменском и окрестностях. Когда большевики бежали от наступления кайзеровских войск, Арсеничев остался для подпольной работы. Подпольщики создали тайники с продуктами и оружием. Место для продуктового тайника выбрали возле Писок неудачно. Местные жители быстро нашли и разграбили его. А оружие спрятали где-то в балках в районе современной станции Баглей. Да так, что его до сих пор не нашли.

В 1919 г. Арсеничев командовал на строительстве бронепоездов. Набрал в Каменском батальон из 200 человек и вместе со своим помощником И. Харитоновым повел его навстречу наступающей армии Деникина. Под Синельниковым это «воинство» было разгромлено. Уцелевшие бойцы и командиры разбежались. Арсеничев с Харитоновым скрывались под Екатеринославом. Однажды они шли по мосту через Днепр, и их опознал некто Еськов. Тоже из Каменского и большевиков ненавидел. Ехал он в фаэтоне по мосту, а тут подарок – сразу два злейших врага.

По воспоминаниям современников, камеру, куда посадили Арсеничева и Харитонова, охраняли казаки, сильно не любившие большевиков. Но товарищи не унимались и пытались агитировать своих тюремщиков.

Пленных не собирались казнить. Их вели в сторону вокзала. Шли через парк Глобы, мимо экспонатов промышленной выставки. Члены Екатеринославской партячейки уже поджидали здесь конвой, надеясь выкупить или отбить однопартийцев, но стали очевидцами убийства. По дороге Арсеничев с Харитоновым так допекли казаков своей агитацией, что один из конвоиров осерчал и взмахнул шашкой… Зарубленных большевиков наскоро прикопали на месте.

Через год их останки перевезли в Каменское и похоронили на Базарной площади вместе с Ф. Сыровцом и В. Татаренко. Над могилой поставили памятник «Прометей».

 

Синагога и «дом раввина»

            На улице Васильевской 23 сентября 1913 г была открыта новая двухэтажная синагога. Металлургический завод выделил для строительства кирпич по льготной цене. Рядом с новым храмом построили еще одно здание. В городе его называли «дом раввина», хотя раввин здесь не жил. Здание было административным.

            13 мая 1935 г. синагогу закрыли. Здание пережило две реконструкции, почти ничего не оставившие от его первоначального облика. С 60-х годов ХХ в. здесь размещался Дом учителя. А «дом раввина» практически не изменился. Чего только не было в нем за эти годы – и ЗАГС, и редакция городского радио.

фото: Вход в Дом учителя на ул. Арсеничева, зима 2006 г. 

            Здание вернули еврейской общине в январе 2001 г. Евреи не стали освящать опоганенную святыню – летом 2006 г ее снесли полностью. 18 сентября 2008 г. на том же месте торжественно открыли здание синагоги «Бейт Реувен» общинного центра «Бейт Барух». Синагога стала настоящим украшением города.

 

Кто такой Любавический Ребе?

Религиозное течение Любавический хасидизм возникло в XVIII в. и названо по месту своего возникновения – городку под Смоленском.

фото: Менахем-Мендл Шнеерсон, 7-й Любавический Ребе 

            Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й ребе Хабада) родился 18 апреля 1902 г. в Николаеве в семье раввина. Семья переехала в Екатеринослав (Днепр) – отцу предложили пост главного раввина города. Дети получили домашнее образование. Менахем-Мендела не готовили к религиозной карьере, юноша мечтал стать инженером. В 1926 году он переехал в Ленинград. Там находился двор 6-го Любавического Ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, родственника семьи. Через некоторое время Менахем-Мендел женился на дочери ребе, причем не по договору родителей, а по взаимной любви.

            В июне 1927 г. Йосефа Ицхока Шнеерсона арестовывают, но под давлением общественности выпускают и разрешают переехать вместе с семьей в Латвию. Уезжает с ним и Менахем-Мендел. Он учится в Берлине, затем в Париже, работает инженером. В 1941 году от фашистов приходится бежать в США. Он присоединяется к тестю и общине в Нью-Йорке. С 1942 года Менахем-Мендел все время посвящает делам хасидской общины, наследует ушедшему из жизни тестю. 7-й Любавичский ребе сформулировал новую для хасидов мысль: для того, чтобы миссия пришел, надо, чтобы как можно больше евреев, отказавшихся от традиционной религиозной жизни, вернулись к ней. В конце 50-х годов Менахем-Мендл Шнеерсон создает институт посланников. Это хасидские пары, которые из привычного анклава в Бруклине уходят в мир и в разных странах собирают вокруг себя новые общины. Именно так в нашем городе появились раввин Леви Ицках Стамблер с супругой.

            Менахем-Мендл Шнеерсон ушел из жизни в 1994 г, окруженный молитвенным почитанием и благоговением.

 

Лина Осокина

КОММЕНТАРИИ — 0


Популярное

Топ обсуждаемых