Прозрачность расходования бюджетных средств
Проблемой большинства украинских семей является не просто пресловутая «нехватка денег», а невозможность обеспечения прожиточного минимума. И всё это происходит в стране, имеющей огромный экономический потенциал и находящейся в самом центре Европы. Но парадокса в этом нет. Главная причина известна - воруют.
Парадоксом является то, что с увеличением количества органов, ведущих борьбу с коррупцией, увеличиваются и размеры той самой коррупции.
Но с проблемой разворовывания денег налогоплательщиков, параллельно существует проблема неразумного их расходования. Причиной тому является непрофессионализм тех, кто «дорвался» до возможности распоряжаться деньгами налогоплательщиков. Тех самых бездарных «кумовьёв», «родственников», «партнёров», «собутыльников» и пр.
Не случайно в народе говорят: «Простота - хуже воровства». Согласитесь, что даже самый нерадивый хозяин вряд ли будет за последние деньги покупать новую мебель, в то время, когда в доме течёт крыша. В практике распоряжения бюджетными средствами такие проявления нередки.
Правда, чаще практика показывает, что за «неразумностью» распоряжения бюджетными средствами скрывается всё тоже воровство.
А иногда банально работает принцип «чужого не жалко».
Негативные тенденции неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств являются одним из факторов, который оказывает отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны и благосостояние граждан.
Поэтому никто другой как сами граждане должны контролировать обоснованное и рациональное расходование бюджетных средств. Правовой механизм такого контроля предусмотрен действующим законодательством.
Механизм общественного контроля
Для парирования негативных тенденций при расходовании бюджетных средств, существующий правовой механизм общественного контроля, предусмотрен рядом нормативно-правовых актов: Законом Украины «Об открытости использования публичных средств», Законом Украины «Об публичных закупках», Законом Украины «Об обращениях граждан», Законом Украины «О доступе к публичной информации, Законом Украины «Об информации», Законом Украины «Об общественных объединениях», Бюджетным кодексом Украины и др.
Прежде всего, общественный контроль обеспечивается через свободный доступ к информации о расходовании публичных средств, к которым относят средства государственного и местных бюджетов, кредитные ресурсы, предоставленные под государственные и местные гарантии, средства Национального банка Украины, государственных банков, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также средства субъектов хозяйствования государственной и коммунальной собственности, полученные ими от их хозяйственной деятельности.
Указанными выше нормативно-правовыми актами определяются условия и порядок обеспечения доступа к информации об использовании публичных средств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов, хозяйствующими субъектами государственной и коммунальной собственности, фондами общеобязательного государственного социального страхования.
Так, статьёй 3 Закона Украины «Об открытости использования публичных средств» определяется объём содержания информации об использовании публичных средств, подлежащей обязательному обнародованию, т. е. доведению указанной информации до сведения народа.
Следует заметить, что на обнародование информации об использовании публичных средств расходуются колоссальные публичные средства.
При этом не многие наши соотечественники могут похвастаться реальной возможностью получения полной информации о расходовании публичных средств.
«Недообнародованную» информацию о расходовании публичных средств можно получить с помощью запросов на публичную информацию.
Лицами, запрашивающими информацию, могут быть физические, юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий.
Согласно статье 17 Закона Украины «О доступе к публичной информации» парламентский контроль соблюдения права человека на доступ к информации осуществляется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, временными следственными комиссиями Верховной Рады Украины, народными депутатами Украины. Общественный контроль над обеспечением распорядителями информации доступа к публичной информации осуществляется депутатами местных советов, общественными организациями, общественными советами, гражданами лично путем проведения соответствующих общественных слушаний, общественной экспертизы и т.д. Государственный контроль за обеспечением распорядителями информации доступа к информации осуществляется согласно закону.
Мониторинг процедур публичных закупок
Прошли времена, когда закупки за бюджетные средства осуществлялись «за семью замками» на бумажных носителях. После вступления в силу Закона Украины «О публичных закупках» ситуация существенно изменилась.
Основной целью Закона Украины «О публичных закупках» является обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства, территориальных общин (публичных закупок), предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции.
Согласно действующему законодательству информация о проводимых публичных закупках в обязательном порядке обнародуется прежде через авторизованные электронные площадки в электронной системе закупок и иными способами.
С принятием закона «О публичных закупках» 12 февраля 2015 была официально представлена и запущена новая ИТ-система Prozorro.
Система Prozorro (в настоящее время ProZorro) создана по инициативе общественных организаций, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей. Цель системы – сделать процесс использования государственных средств прозрачным и эффективным, а коррупционные схемы в государственных закупках свести к минимуму.
Благодаря открытости информации о закупках любые лица, граждане, общественные объединения имеют право анализировать и мониторить доступные данные, на основании проведенного исследования делать выводы о наличии / отсутствии нарушений законодательства в сфере закупок, и информировать контролирующие органы о выявленном нарушении.
Для противодействия прозрачности в закупках придумываются все новые уловки и приемы, вследствие чего публичные закупки остаются сектором экономики с высокими коррупционными рисками.
Так, в статье 8 Закона Украины «О публичных закупках» определён порядок осуществления мониторинга, т.е. анализа соблюдения законодательства при проведении процедур публичных закупок, который проводят органы государственного финансового контроля.
В статье, в частности, указывается, что основанием для начала мониторинга процедуры закупки может стать обращение общественной организации в орган государственного финансового контроля по выявлению нарушений в сфере публичных закупок.
Прежде всего, это орган государственного финансового контроля - Держаудитслужба. В пределах собственных полномочий, определенных соответствующим законодательством, нарушения в сфере закупок рассматривают также НАБУ, СБУ, ГБР, Счетная палата.
Законодательством определены принципы расходования бюджетных средств, которыми являются целесообразность, законность и эффективность. Таким образом, нецелесообразность расходования бюджетных средств также не соответствует требованиям действующего законодательства.
К сожалению, само понятие «целесообразность» не имеет чёткого правового определения.
Например, на официальной площадке электронной системы публичных закупок ProZorro одним из исполнительных органов Каменского городского совета с 10 декабря объявлен аукцион на закупку полиграфической продукции – календарей. Стартовая цена - 90 000 грн.
Полиграфия нынче дорога. Но всё познаётся в сравнении.
В соотношении с зарплатами отдельных чиновников сумма не такая уж и большая. В соотношении с размерами отдельных социальных выплат – не такая уж и маленькая.
Наверняка заказчики закупки календарей имеют свою аргументацию её целесообразности. Вне всяких сомнений найдутся и те, которые с этим не согласятся.
А в общем данный пример является одним из показателей куда уходят наши деньги.
Популярное
19:09, 9 июл 2024
У Кам’янському завершили реставрацію культової скульптури- оригінальної статуї Прометея
15:21, 4 июл 2024
15:10, 17 сен 2024
У Кам’янському районі зловмисник силомиць вивіз працівника заправки з робочого місця і побив
18:49, 27 июн 2024
Топ обсуждаемых
КОММЕНТАРИИ — 0